TechFusion.ruАналитика данныхBigData и металлурги: 275 млн рублей экономии в год

BigData и металлурги: 275 млн рублей экономии в год

Некоторые категории граждан любят делить бизнес на «серьезный», вроде металлургии или химической промышленности, и «всякую ерунду», к которой зачастую относят и IT.

Взгляд этот, между тем, абсолютно архаичный, не отражающий реального положения вещей. Особенность современных информационных технологий — всепроникаемость, способность встроиться почти в любой процесс. И, как результат, повысить эффективность такого процесса, дать новое качество или вообще, обеспечить появление новой технологии или продукта.

За примерами далеко ходить не надо — банки и страховые компании уже устраивают едва ли не соцсоревнование, кто первый организует сбор и анализ больших данных (BigData) о своих клиентах. Результатом таких проектов становятся персонализированные предложения для вкладчиков или заемщиков.

Финансовый сектор, телеком, ритейл — эти сегменты экономики уже распробовали прелесть больших данных и теперь активно работают над реализацией проектов, которые позволят им на практике и в больших масштабах использовать результаты анализа BigData. Как не удивительно, не отстают от них и, казалось бы, далекие от инновационных технологий сельское хозяйство и черная металлургия.

Так, Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) только на пилотном проекте по использованию больших данных убедился в возможности экономить на материалах более 275 млн рублей за один год. Впереди — масштабирование проекта. А вслед за ММК к исполнителю проекта Yandex Data Factory (YDF, подразделение «Яндекса») потянулись и другие крупные игроки отрасли.

«На ММК создана и действует лаборатория креативных идей, которая изучает возможность использования в процессах предприятия современных технологий, начиная от IT и заканчивая новыми материалами, — отмечал в ходе форума «IT-Лидер» член совета директоров ММК Сергей Сулимов. — Лаборатория предложила использовать технологии сбора и анализа больших данных для оптимизации кислородного конвертерного цеха, в которому происходит обогащение стали специальными добавками и присадками — так называемыми ферросплавами».

По словам Сергея Сулимова, испытать эффективность BigData решили на двух наиболее массовых ферросплавах. Суть проекта в том, чтобы используя статистические данные по использованию ферросплавов в предыдущие годы, по эффективности работы операторов, анализируя математические алгоритмы работы конвертерных установок получить более точные модели их работы: сколько именно ферроспалава необходимо загружать, какой температурный режим выдерживать.

«Для ММК мы разработали сервис оптимизации расхода ферросплавов и добавочных материалов при производстве стали, который основан на технологиях машинного обучения и анализа больших данных, — рассказали о проекте в «Яндексе». — Сервис в автоматическом режиме дает оператору рекомендации по количеству ферросплавов, которые надо добавить на разных этапах процесса, чтобы сократить общий расход ферросплавов при сохранении показателей качества стали».

«Яндекс» рассчитывал справиться с заданием в течение трех месяцев. «Но за 3 месяца специалисты YDF только начали разбираться, что и как надо делать, — признал Сергей Сулимов. — В процессе столкнулись с ворохом проблем: технология обогащения стали сложная и математикам «Яндекса» пришлось вникать в процессы, а нашим технологам допиливать математику. В итоге работали около года».

В ходе экспериментов в рамках проекта удалось добиться экономии ферросплавов, используемых для обогащения стали, в среднем на 5% при сохранении показателей качества. Учитывая высокую стоимость ферросплавов, экономия может составить до 23 млн рублей в месяц или более 275 млн рублей в год.

«Сейчас обсуждаем с «Яндексом» вопрос масштабирования проекта, — рассказал представитель ММК. — Хотели бы применить технологии YDF еще для 6 ферросплавов, которые используются в достаточно больших количествах и даже незначительная экономия которых может дать заметный экономический эффект».

Полученные ММК результаты заинтересовали и других игроков отрасли. «Российские металлурги — одни из лучших в мире, поскольку в металлургии не было госкомпаний и металлургическим комбинатам пришлось изначально бороться за свою эффективность, — рассуждал Сергей Сулимов. — Поэтому неудивительно, что другие металлургические компании взяли, по-сути, наше техзадание для «Яндекса» и пришли к компании договариваться о реализации аналогичных проектов».

В «Яндексе» отмечают, что активно ведут переговоры с разными компаниями на рынке — не только в металлургии, но и, например, в нефтехимической отрасли. С рядом компаний переговоры уже перешли в фазу пилотных проектов — анализу доступных исторических данных и согласованию технических требований.

Стоимость услуг YDF пока невелика, по крайней мере — для крупных компаний. Речь идет  о стартовой стоимости в единицы миллионов рублей за проект. Впрочем, пока каждый проект, как и его стоимость, сугубо индивидуальны. В перспективе YDF намерена выпустить стандартзированное решение в области больших данных, которое автоматизировало бы выполнение большинства стандартизированных процессов в соответствующих проектах.

Вероятно, появление стандартных продуктов и сервисов в области больших данных будет способствовать проникновению BigData в деятельность не только крупного, но также среднего и малого бизнеса. Скажем, булочные начнут анализировать, кто и какие хлебо-булочные изделия у них покупает, и, например, изготавливать свежую выпечку к приходу соответствующей части покупателей.

Примеров персонализации услуг и продуктов на основе результатов обработки BigData — масса. Вопрос только в то, как быстро произойдет проникновение BigData в массовую бизнес-среду и не появится ли желающих ограничить свободное обращение больших данных.