TechFusion.ruКомпанииЧто надо знать об IPO компании-владельца Snapchat

Что надо знать об IPO компании-владельца Snapchat

Snap — компания, владеющая сервисом Snapchat, опубликовала заявку на проведение IPO. А это значит, что на эффектах типа идущей изо рта радуги можно зарабатывать миллиарды. Давайте разберемся, что к чему, и почему это знаковое событие для индустрии технологий.

1. Что мы знаем о Snap

Snap Inc. — компания, которой принадлежит сервис Snapchat и которая разрабатывает «умные очки» для тинейджеров Spectacles. Важно, что Snap называет себя «фото-компанией» или «камера-компанией», то есть, принципиально отстраивается от понятия мессенджера или соцсети.

Главный продукт компании — сверхпопулярный среди молодежи мессенджер Snapchat. Пользователи могут снять фото или видео, наложить на него фильтр, текст или эффекты и обмениваться с друзьями. В массе других мессенджеров его выделяет то, что сообщения исчезают через несколько секунд после просмотра. По данным Apple, Snapchat стал самым скачиваемым iOS-приложением 2016 года.

При этом в сети можно встретить жалобы от более взрослых пользователей, которые не понимают принципов работы Snapchat. Видимо, желая избежать таких вопросов от потенциальных инвесторов, компания в заявке на IPO приводит пошаговую инструкцию, как пользоваться сервисом.

2. Что произошло

Компания в четверг опубликовала заявку на первичное публичное размещение акций на Нью-йоркской фондовой бирже (IPO). Это означает, что Snap выставляет часть акций на публичную продажу инвесторам, а ее оценка будет определяться рыночной ценой этих бумаг. Кроме того, ей придется регулярно отчитываться о финансовых результатах и показателях роста своего бизнеса.

По слухам, в конфиденциальном режиме Snap подал заявку на проведение IPO еще в конце прошлого года, однако только сейчас с ней может ознакомиться любой желающий. Размещение акций, как ожидается, пройдет в начале марта.

3. Почему это важно

Для начала, это первое технологическое IPO в этом году. Во-вторых, это одно из крупнейших IPO в технологическом секторе за последние несколько лет с тех пор, как в 2012-2013 году на биржу вышли Facebook и Twitter.

Размещение Snap покажет, насколько инвесторы верят в способности убыточной компании построить бизнес на аудитории тинейджеров, которая считается не самой платежеспособной. Наконец, событие задаст планку для других сервисов нового поколения, реальную стоимость которых пока сложно оценить.

4. О какой сумме идет речь

На сегодняшний день Snap планирует привлечь от инвесторов 3 миллиарда долларов. Вся компания при этом получит оценку порядка 25 миллиардов долларов.

5. Это много или мало

Это достаточно амбициозный план. Для сравнения — когда в 2004 году на биржу выходила Google, она была оценена в 23,1 миллиарда долларов. Twitter был оценен в 14,2 миллиарда долларов, а Facebook в ходе своего IPO получил оценку в 104 миллиарда долларов.

Еще более крупной планируемая оценка выглядит, если посмотреть на текущие финансовые показатели. Так, например, выручка Snap за 2016 год составила 404,5 миллиона долларов, а чистый убыток — 514,6 миллиона долларов. То есть, Snap хочет получить оценку, которая почти в 62 раза превышает ее годовую выручку. Ежедневно Snapchat пользуются около 160 миллионов человек.

Сравним с тем же Facebook. Продажи компании в 2011 году составляли 3,7 миллиарда долларов, то есть, оценка была в 28 раз выше выручки. Ежедневно соцсетью тогда пользовались примерно 483 миллиона человек — в три раза больше показателя Snapchat.

Итоговая оценка компании и объем привлеченных средств могут измениться ближе к дате размещения акций.

6. Кто выиграет от IPO

Во-первых, сооснователи компании Эван Шпигель и Бобби Мерфи. Каждый из них владеет чуть более чем 20 процентами компании, а значит, их доля в Snap будет оцениваться более чем в 5 миллиардов долларов каждая.

26-летний Шпигель, к слову, является одним из самых молодых миллиардеров в мире. Он основал Snapchat в конце 2011 года, будучи студентом Стэнфорда. Позже он бросил учебу, чтобы сосредоточиться на работе над проектом. В 2013 году, по слухам, он отказался продать Snapchat Марку Цукербергу за 3 миллиарда долларов.

Среди других инвесторов Snap — известные в Кремниевой долине венчурные фонды Lightspeed Venture Partners, Kleiner Perkins Caufield & Byers, IVP (Institutional Venture Partners), Sequoia Capital и другие.

Примечательно, что сооснователи Snap обладают примерно 70% голосующими акциями, а инвесторы, которые купят ценные бумаги компании в ходе IPO, голосующей силы не получат.

7. Как Snap зарабатывает деньги

Большая часть выручки компании приходится на рекламу. В конце прошлого года Snapchat предложил рекламодателям ряд новых инструментов таргетинга, включая Snap Audience Match (возможность найти в базе пользователей Snapchat тех, чьи данные уже есть у бренда), Snapchat Lifestyle Categories (таргетирование по тематике контента) и Lookalikes (по поведению и характеристикам пользователей).

Пользователям Snapchat продает платные фильтры и стикеры. Кроме того, в сентябре 2016 года Snap выпустила умные очки Spectacles за 130 долларов, предназначенные только для работы со Snapchat. Купить их довольно сложно — в онлайне или в магазинах они не продаются, а приобрести их можно только в специальной будке Snapbot.

8. Кто пользуется сервисом

Традиционно Snapchat воспринимается как сервис для тинейджеров, и, как и многие другие соцмедиа, он ставит нижнюю возрастную планку в 13 лет. По данным на 2015 год, 52% пользователей сервиса — это аудитория в возрасте от 16 до 24 лет, еще 32% — от 25 до 32 лет. Треть пользователей Snapchat — из США и Канады.

С одной стороны, молодая аудитория — самая привлекательная для брендов, которые стремятся добиться лояльности как можно раньше. Кроме того, это самая труднодоступная категория пользователей, на фоне чего на маркетинговом рынке случился подъем онлайн-инфлюэнсеров. При этом, тинейджеры — это далеко не самая платежеспособная аудитория.

9. Есть ли будущее

Задавая высокую планку для IPO, Snap пытается доказать инвесторам, что вовлеченность пользователей важнее текущих финансов. Каждый день на Snapchat загружается более 2,5 миллиона «снэпов», а пользователи заходят в приложение в среднем по 18 раз в день.

Однако уже сейчас появляются многочисленные конкуренты сервиса, а после запуска Instagram Stories темпы роста Snapchat резко замедлились.

Хотя, наверное, главные вопросы: продолжат ли нынешние поклонники Snapchat столь же активно пользоваться сервисом в более старшем возрасте, и как долго сервис сможет привлекать новых пользователей младше 20 лет.

10. Как на новость отреагировал интернет

Пользователи Twitter, по традиции, отреагировали на новости скептически. Хотя инвесторы, наверняка, задаются теми же вопросами.

«Менее 2 тысяч сотрудников и оценка в 25 миллиардов долларов: неужели сотрудники #Snapchat — самые дорогие в истории стартапов?»

Twitter

«Мне нравится Snap, но только подумайте. IPO, когда вы теряете по 514 миллионов долларов в год? Кажется, Эвану нужен больший дом».

«Ха… Мне кажется, технологии прошли мимо меня, потому что я мог поклясться, что Snap — это соцмедиа-компания».

«Я по-прежнему не понимаю, как можно подавать заявку на IPO и указывать в файле S1 «возможно, никогда не станем прибыльными»… Это действительно La La Land».

«Неожиданно, #Snapchat кажется гораздо более взрослым».