TechFusion.ruКарьераИскусственный интеллект на офисной работе

Искусственный интеллект на офисной работе

Боты

Большая часть фильмов об искусственном интеллекте скорее похожа на апокалипсис, чем на технологическую утопию. Вспомнить хотя бы цифровое бессмертие доктора Кастера из фильма «Превосходство» — с помощью искусственного интеллекта тот стремился заместить примитивную органическую жизнь

На деле же «искусственный интеллект» (или то, что под этим принято понимать сегодня) уже вошел в жизнь многих крупных компаний. И пока решения на базе ИИ не только никому не угрожают, но и помогают сотрудникам в обслуживании клиентов и выполнении рутинных задач. Как? Приведем несколько примеров.

Превосходство машин

Возможно, фильмы о всемогущем искусственном интеллекте свидетельствуют ни о чем ином, как о страхе человека потерять интеллектуальное преимущество. А с ним — и рабочие места, и контроль над самой жизнью.

И действительно — из-за стремительного технологического развития многие профессии уходят в прошлое. Но, в то же время, создаются рабочие места в новых сферах — в том числе, связанных с разработкой и поддержкой технологий искусственного интеллекта.

Аналогичный процесс прошел в 90-е годы, в эпоху всеобщей компьютеризации. Тогда многие операции, ранее выполнявшиеся людьми, стали упрощаться с помощью ПК. Теперь практически не осталось офисной работы, которая не была бы связана с использованием информационных технологий. Искусственный интеллект сегодня играет, по большому счету, ту же роль, что когда-то привычный для любого современного человека компьютер.

Рутина — для роботов

Еще несколько лет назад 70% времени рядовых клерков в больших компаниях занимала рутинная работа — например, ответы на телефонные звонки клиентов, задающих практически одинаковые вопросы. Уже сегодня чат-боты могут разобраться со множеством стандартных запросов клиентов. Лучше от этого всем: экономится время звонящих, а компания может переключить сотрудников на решение чуть более творческих и интересных задач.

Ответы на звонки, конечно, далеко не единственный способ использования чат-ботов. Например, в компании «Связной» они проводят первичные собеседования с соискателями. Кроме того, по данным, собранным ботами, специалисты по управлению персоналом могут изучать поведение сотрудников и результаты их работы. Эта информация помогает для составления стратегии повышения продуктивности персонала.

С помощью специализированных облачных систем можно не только анализировать поведение сотрудников, но и давать прогноз относительно дальнейшего карьерного роста в рамках компании или способов нематериальной мотивации. Недавно проведенный эксперимент, например, помог установить, что сотрудники, нанятые роботом с помощью специально разработанного алгоритма, задерживаются в компании на 8% чаще, чем сотрудники нанятые «традиционным» способом.

Еще пример — японская страховая компания Fukoku полностью отдала процесс расчета выплат по страховым полисам машинам, разгрузив тем самым работу целого отдела. Эффективность повысилась на 30%, штат отдела сократился на 34 сотрудника, а в ближайшей перспективе компания рассчитывает, что ИИ поможет ей сэкономить около 240 млн йен (более 2 млн долларов) за два года.

Холодная объективность искусственного интеллекта

Человек субъективен в своих оценках — это проявляется и в стратегии принятия решений, и в политиках в отношении персонала. Рано или поздно это может оказаться проблемой для развития бизнеса. Объективность искусственного интеллекта — другое дело.

Уже сейчас появляются решения, благодаря которым искусственный интеллект выдает точные заключения о благонадежности заемщика или выбирает наиболее выгодные объекты инвестиций. Например, гонконгская компания по управлению активами Deep Knowledge Ventures несколько лет назад объявила о создании системы искусственного интеллекта, направленной на оптимизацию инвестиционных решений. Система основана на огромной базе данных, анализ которой невозможно провести с помощью исключительно человеческих ресурсов.

Новый алгоритм позволил проводить такой анализ беспристрастно и независимо, без привлечения людей. Благодаря этой разработке фонду удалось избежать банкротства: компания вкладывалась в биотехнологии, где около 96% лекарственных препаратов не проходят клинические испытания. Бот помогал анализировать переоцененные активы и не вкладываться в излишне рискованные инструменты. Сейчас руководство компании всерьез полагает, что уже через пять лет китайским инвестиционным рынком будет править искусственный интеллект.

Согласно исследованию, проведенному компанией Oracle, 60% компаний собираются внедрить искусственный интеллект или уже внедрили его, чтобы сократить и оптимизировать издержки на персонал, упростить процесс коммуникации с клиентом и между департаментами, доверить простые механические процессы роботу и не зависеть от человеческого фактора.

Одни компании используют роботов-автоответчиков, другим ИИ помогает в собеседованиях с потенциальными сотрудниками. Третьи доверяют роботам составление инвестиционных портфелей, аналитику данных, вычитку текстов и планирование рекламных кампаний. Все это — живые примеры применения искусственного интеллекта в бизнесе.

Нас заменят? 

Конечно, в ближайшем будущем технологии все же не смогут полностью заменить человека, и мы не увидим роботов в советах директоров компаний. Если брать в пример ту же HR-сферу, то пока автоматизированные системы с искусственным интеллектом не настолько совершенны, чтобы всесторонне оценить кандидата на сложную вакансию или качество работы сотрудника.

Однако если принять во внимание способность таких систем к самообучению — а machine learning занимаются ведущие технологические корпорации и исследовательские центры во всем прогрессивном мире — то очень скоро ничего невозможного для искусственного разума уже не будет. По крайней мере, на офисной службе.

 

Иллюстрация на обложке: pixabay.com