TechFusion.ruАвторские колонкиОтвет на «смерть» MP3

Ответ на «смерть» MP3

Ответ на «смерть» MP3

Медиаменеджер Александр Иллерицкий о том, почему рано хоронить MP3

Накануне множество журналистов громко высказались про смерть MP3. Мол, раз институт Фраунгофера сказал, что срок патента истек, значит, и формату конец. На деле это вообще не так.

Патент был не на формат, а на кодек. Формат был определен международной Moving Picture Experts Group (MPEG), отсюда и полное название — MPEG 1 Layer 3, сокращенно — MP3. Его разрабатывали три компании: Sony, Matsushita и Fraunhofer, и лицензия на него успешно продается и сегодня, в чем легко можно убедиться, пройдя по ссылке: https://www.iso.org/standard/22412.html. В формате описаны лишь общие принципы работы со звуком (что надо сделать, чтобы на выходе получить MP3, соответствующий принятым требованиям).

Совсем простым языком, формат — это что-то вроде описания процесса пастеризации молока. Не соблюдаешь требования — ну, значит, у тебя какое-то другое молоко, но точно — не пастеризованное.

Кодек — это инструмент превращения звука в MP3. Продолжая аналогию с молоком, это — производственная линия, на которой молоко обрабатывается (химически, термически, как-то еще). Чтобы сразу снять все вопросы гуманитариев, музыка в моей схеме — это вообще трава на поляне, музыкант — корова, студия — доильная установка, первичный носитель записанного звука – цистерна-молоковоз.

Но вернемся к кодеку. Он бывает программный, то есть, компьютерный, а бывает — физический, в виде микросхемы. Институт Фраунгофера первым вышел на рынок со своим кодеком и, естественно, получил на него патент, который прекрасно продавался. Сейчас истек срок действия именно этого патента, поддерживать и развивать который Фраунгофер не захотел. И это логично: появились новые, более эффективные способы сжатия звука. Но умер ли MP3?

Правильный ответ — нет. Его поддерживали и поддерживают миллиарды устройств: компьютеры, телевизоры, музыкальные центры и бумбоксы, смартфоны, портативные плееры, автомагнитолы и т.д. MP3 остается основным способом обмена музыкой в интернете. В конце концов, в самом институте Фраунгофера признают, что в мире насчитывается что-то вокруг триллиона файлов в этом формате.

Одним из аргументов якобы наступившей «смерти» MP3 были названы не очень высокое качество звука и появление новых форматов. Второе – естественная эволюция, первое — спорное заявление. И дело не в результатах измерений. MP3 действительно дает «плоский» звук — на то оно и сжатие, чтобы убирать почти неслышные детали и тем самым уменьшать объем хранимой информации. А теперь давайте зададимся вопросами:

  • Влияет ли на качество записи непосредственно записывающее оборудование?
  • А условия, в которых она была сделана (стены, микрофоны, их расположение тоже окрашивают звук)?
  • Что и как «накрутил» звукорежиссер?
  • Кто, как и с какими параметрами «упаковал» звук в ненавистный глупеньким гикам MP3?
  • В каких условиях эту запись будем слушать мы: в машине или метро?
  • На какой акустике?
  • Нам точно не помешают внешний шум, соседи за стенкой и идеальный отражатель звука – зеркало в углу?
  • Кто сказал, что наушники дают идеальное качество?
  • А начинка телефона, с которого все и воспроизводится – она точно хорошо справляется с «распаковкой» сжатого звука?

Получается, что изъяны самого стандарта MP3 — это лишь десятая часть факторов, влияющих на прослушивание музыки. И вот ведь чудо: 23 года слушали – и все было нормально. А тут вдруг раз — и «никто об этом не пожалеет». Знаете, почему? Да черт возьми, потому что наш слух адаптивен, а мозг восстановит любимую композицию, даже если она будет играть из окна седьмого этажа соседнего дома через жуткую хрипушку ценой 10 долларов!

Так на что же реально влияет качество MP3? Правильный ответ — на акустическую, живую музыку, которую слушатель потребляет, находясь в идеальных условиях, а для воспроизведения которой используется оборудование ценой от 3000 долларов за комплект. Только такой слушатель постарается воспользоваться вообще несжатым звуком, благо, и его в сети достаточно. Но не факт — что расслышит «недостающие» звуки, скорее — почувствует лишь небольшую разницу.

В общем, пара не очень грамотных журналистов на западе решили взять читателя заголовками, а наши радостно подхватили этот бред. Что, конечно, говорит о качестве подготовки наших. Зато теперь ясно, какие издания можно смело вычеркивать из «белого» списка. Прокалываясь на элементарном, они не имеют права на доверие и в более серьезных темах.