TechFusion.ruГородаШведский «пылесос» спасет Нью-Йорк от мусора

Шведский «пылесос» спасет Нью-Йорк от мусора

Пневматические системы мусороудаления могут появиться в новом современном парке High Line в Нью-Йорке и в прилегающем районе Hudson Yards, где осуществляется один из самых масштабных урабанистических проектов редевелопмента.

В октябре 1961 года в мире появился крупнейший шведский «пылесос» от компании Centralsug AB, сегодня известной как Envac. Первая пневматическая система автоматизированного мусороудаления, которой была оснащена построенная в 1961 году больница в Соллефтео, работает по сей день — и по сей день остается одним из знаковых достижений шведских технологий мирового уровня. Уже в шестидесятые годы прошлого века концепция стала тиражироваться и была применена в масштабах не отдельно взятого здания, а в целом жилом секторе. Дальше — новые успехи. На родине в Швеции и в Европе в целом, в отдельных районах в США пневмотрубопроводы для мусора успешно работают не одно десятилетие.

На сайте компании Envac отмечается, что к двухтысячным годам система вакуумного мусороудаления была включена в генплан развития Барселоны и Сеула. С пневматическими системами возведены в Сингапуре современные корпуса новейших больниц. Технология помогает не только уборщикам, но и кастелянам: есть бельевой контур, по которому в стирку отправляются использованные постельные комплекты. Демонстрируются фотографии стильного мусоросборочного терминала в Квебеке (Канада) и аккуратные, органично вписанные в городскую среду люки раздельного сбора мусора в стокгольмском экорайоне Хаммарбю.

Система вакуумного мусороудаления. Фото: envacgroup.com

Система вакуумного мусороудаления. Фото: envacgroup.com

Как правило, система вакуумного удаления отходов состоит из приемных постов, контура трубопроводов, воздушных турбин, системы отделения отходов и очистки воздуха, разделителя отходов и пункта управления.

Для многоэтажных зданий строится нескольких вертикальных мусоропроводов, соединенных в единую сеть трубопроводом для пневматической транспортировки отходов в центральную станцию сбора. Отходы поступают от пользователей через загрузочный люк и накапливаются в отсеке временного хранения с разгрузочным клапаном внизу. По мере заполнения система управления открывает поочередно все разгрузочные клапаны в автоматическом режиме и включает воздушные насосы. Потоком воздуха отходы доставляются на центральную станцию сбора, где попадают в накопитель и уплотняются. Накопительный контейнер вывозится на место захоронения или переработки грузовиками.

Во многих местах пневматические системы сбора мусора существуют не первое десятилетие, и практически в изначальной конфигурации с минимальной заменой изношенных узлов. К примеру, подобные решения успешно работают в США на острове Рузвельта и в парке Walt Disney World (как писали в свое время СМИ, «в волшебном королевстве даже мусор исчезает»). Но нет пока таких механизмов, которые обслуживали бы жилые массивы с численностью населения, как в Нью-Йорке.

Остров Рузвельта проектировался — со всем энтузиазмом 1970-х — как утопический рай с доступным жильем и без автомобилей, пишет The New York Times. Не все получилось именно так, но во всяком случае с мусоровозами разобрались точно — благодаря системе вакуумного мусороудаления Avacs, с помощью которой 12 тысяч местных жителей избавляются от бытовых отходов. Подземный мусорный оборот продолжает расти. Год назад открылся новый жилой комплекс Riverwalk Point, в проекте еще два.

В среднем пять раз в сутки (чуть реже летом и чаще в выходные дни) сотрудники санитарного управления щелкают переключателями, чтобы «утянуть» мусор из трубопроводов на центральный пункт переработки, где отходы прессуются. Стрелки на приборной панели начинают колебаться — мусор летит по трубам под землей в точку сбора (одна из них расположена в восточной, другая в западной части острова). Затем отходы прессуются в большие зеленые контейнеры и увозятся с острова либо на ближайшую мусороперегрузочный причал, либо в Нью-Джерси.

На центральной площадке удивительно чисто и ни малейшего мусорного амбре, неизбежного рядом с городскими контейнерами, особенно летом. Операторы в прошлом никогда не занимались сбором мусора, опыт у них исключительно технический. Устранять проблему — любой формы или размера, подброшенную в мусоровод пользователями, приходится с помощью «средневековых» приспособлений — веревок, лассо, железных крестов. Стальные корпуса очень прочны, но до определенной степени, если учесть силу воздействия на больших скоростях происходящего в системе движения. Когда случается что-то серьезное и повреждается конструкция труб, через океан на объект вызывается специалист из Швеции, страны-лидера в технологиях пневматической уборки мусора.

Несмотря на вполне футуристическую роль, на острове Рузвельта в Нью-Йорке Avacs функционирует во многом так же, как и в самом начале, в 1976 году, сообщает The New York Times. Сплошная механика, на удивление. Нет компьютерных мониторов, только шесть индикаторов для контроля давления и скорости перемещения воздушных масс.

Застройщику Related Companies, возводившему комплекс Riverwalk на острове Рузвельта, настолько близка идея Avacs, что таким же образом планируется решить вопрос мусоропровода в современном застраиваемом районе Hudson Yards на Манхэттене. Идеальным полигоном для тестирования системы может стать примыкающая к застройке высотная площадка нового популярного парка High Line, визитной карточки современной нью-йоркской архитектуры. Парк разбит на бывшей железнодорожной ветке на высоте около 10 м над землей, и это означает, что под новый Avacs не потребуется прокладывать подземные тоннели. Магистраль можно провести под эстакадой. Система будет использоваться для устранения отходов с парковой территории и из расположенных рядом зданий.

Автоматизированные контейнеры для сбора мусора. Фото: envacgroup.com

Автоматизированные контейнеры для сбора мусора. Фото: envacgroup.com

Проблема отходов, как и во многих других городах, совершенно очевидна и в приоритете у властей Нью-Йорка. В прошлом году мэр города Билл де Блазио озвучил цель — к 2030 году свести к нулю вывоз мусора на свалки. За 2015 бюджетный год удалось отправить на переработку 685 тысяч тонн отходов. Кроме того, в городе развернута и будет далее развиваться программа отдельного сбора органических и пищевых отходов в специализированные контейнеры. Главный источник неприятных запахов, эта категория отходов в значительной степени выступает «ресурсом» для разрастания свалок и усиления парникового эффекта.

Пищевые отходы из находящихся в районе ресторанов без промедления «проваливаются сквозь землю» по пневмотрубам, проложенным под полотном парка, и буквально здесь же в небольших специализированных цехах превращаются в компост. Вместо источника проблем и антисанитарии они станут ценным ресурсом для воспроизводства зеленых насаждений.

Технология пневмотрубопроводов, по мнению экспертов, помогла бы наладить эту работу наиболее рационально и значительно упростила бы задачу. Перспективу создания мусоропроводного контура в современном быстро застраиваемом районе города в течение пяти лет изучали проектировщики ClosedLoops. После технико-экономического обоснования предстоит этап подготовки площадки.

Сейчас уборка мусора из парка доставляет немало сложностей, ведь приходится почти два километра  везти его на тележках и использовать лифты в зданиях, примыкающих к парковой территории, чтобы добраться до мусоровозов.

Пневматические мусоропроводы могут решить такую локальную проблему. А если реализовать подобную схему на более масштабном уровне, можно сократить потребности в технике, уменьшить количество рейсов мусоровозов, расход топлива и объемы выхлопов — с очевидным выигрышем для экономики и экологии. При этом получается меньше затрат рабочего времени на неквалифицированную работу, меньше шума для жителей окрестных домов и пустые даже в разгар летнего сезона урны. Мало того, отмечает The New York Times, такой мусоропровод в перспективе может фиксировать, когда и кто отправляет в пункт загрузки отходы и можно автоматически выставлять счет в зависимости от объемов использования «мусорных услуг» отдельно взятым домохозяйством. Так появляется дополнительный стимул для жильцов «вырабатывать» меньше мусора.

Возможно, пройдет несколько лет, прежде чем проект мусоропровода в High Line перейдет на стадию реализации, а потом еще не один год до того, как система будет построена и заработает. Но если все получится, пусть и не в самом ближайшем будущем, Нью-Йорк может наконец избавиться от мусорных мешков вдоль тротуаров, от грузовиков и неприятных запахов. Срок окупаемости подобного проекта может составлять более 10 лет, но для высококлассной застройки и загруженных городских кварталов отсутствие мусоровозов и мешков с отходами вдоль тротуаров вполне себя оправдывает.