TechFusion.ruАвторские колонкиСвязь в наборе, или сырокопченая колбаса с гречкой

Связь в наборе, или сырокопченая колбаса с гречкой

Не так давно мы поговорили о бесплатном мобильном операторе «Атлас», которым не получится пользоваться и ничего при этом не платить. Давайте осмотримся шире, и я даже обещаю объяснить, при чем тут колбаса.

О бесплатной связи, уже существующей, но совершенно невозможной

Вспомним сперва, с чего все начиналось в сотовой связи. Автор этих строк близко познакомился с ней в начале 2000-х. Тогда нормальным было брать с владельцев мобильных телефонов абонентскую плату и требовать по факту оплачивать почти все услуги: минуты вызова, SMS, интернет-трафик, определитель номера и много чего еще. Основными услугами были голосовая связь и SMS. Постепенно жить стало веселее, и к середине первого десятилетия этого века уже можно было найти тариф без абонентской платы, но с оплатой всех услуг, или, скажем, тариф с большой абонентской платой, но с пакетом бесплатных минут. За интернет исправно платили, определитель местами подавался как бесплатный, SMS продавались поштучно или в пакетах.

С середины 2006 года, вопреки яростному сопротивлению операторов, законодательно ввели бесплатные входящие звонки для находящихся в своем домашнем регионе абонентов. Внимание вопрос: когда в сотовой связи стало появляться нечто бесплатное и стало ли оно правда бесплатным?

Сам отвечать пока не буду, а вместо этого нажму на «перемотку», чтобы мы очутились в нашем времени. Посмотрим, что у операторов сейчас. Сплошь и рядом: «звони на номера своего оператора сколько хочешь». Главный тренд — пакетные тарифы с интернетом, минутами, SMS. Теперь многие выбирают тариф, разглядывая, в первую очередь, пакет трафика, а остальное воспринимая как бесплатный довесок.

Появились и более интересные «бесплатности». Так, «Билайн» весной 2016 года предложил домашний интернет и телевидение за 1 рубль, который можно не учитывать. МТС летом того же года просто призвала пользоваться своей мобильной связью бесплатно. Наконец, еще несколько месяцев спустя топ-менеджер «Мегафона» Влад Вольфсон рассказал всем миру, что и этот оператор проявляет интерес к тому, чтобы оказывать бесплатные услуги. Условно бесплатные.

Вот в этой условности всегда «зарыта собака». Так было десять лет назад, так есть сегодня. «Билайн» никому не отдаст за рубль свой неплохой, по собственному опыту знаю, домашний интернет. Нужно обязательно быть сотовым абонентом этого оператора и платить ему за один из тарифов линейки «Всё» не менее 500 рублей. МТС не раздает SIM-карты со своей (тоже неплохой) мобильной связью, позволяя безгранично развлекаться в интернете. Нет. Нужно подключиться к специальному тарифу, завести особую банковскую карту родственного банка и весьма активно ею платить. Альтернатива — постоянно держать на этой карте значительную сумму денег, в более чем сто раз превышающую месячную плату за выбранный тариф.

Как не крути, не платить не выходит. Операторы и десять лет назад, делая на бумаге бесплатным одно, «подкручивали» свои доходы по другим статьям. В накладе не оставались — эти славные ребята не благотворительностью занимаются, а зарабатывают деньги для своих весьма требовательных акционеров. И главное: в будущем ничего не изменится. Топ-менеджер МТС Василь Лацанич прямо сказал, что абоненты этого оператора спустя какое-то время смогут получать бесплатно услуги связи, но только будучи пользователями финансовых сервисов МТС или потребляя услуги компаний-партнеров. «Постойте, — скажете вы, — это ведь тот же самый бесплатный «Атлас»!».

Да, по сути так и есть. В детстве, которое у меня пришлось на последние годы СССР, я успел познакомиться с одним ярким явлением того времени — продуктовым набором. В советских магазинах иногда трудно было купить то, что теперь лежит на прилавках везде. Вопрос был не в деньгах, а в отсутствии товара. Яркий пример — сырокопченая колбаса, удостоенная чести украшать заголовок этого текста. Ситуацию для многих советских граждан спасали эти самые продуктовые наборы. Они распространялись по-разному, скажем, через служебные буфеты. В набор входило один-два редких продукта и сколько угодно того, что редкостью не назовешь. Однако ты либо берешь весь набор из колбасы, четырех банок килек, пачки гречки и бутылки подсолнечного масла, либо остаешься без колбасы.

Время идет, а мир тот же. Хотите выгодный интернет? Покупаете тариф, в котором уже лежат минуты и SMS, вам, вероятно, ненужные в таком объеме. Или наоборот. Дальше, я уверен, мы увидим принцип продуктового набора в развитии. Нам будут предлагать связь и банк, связь и товары гипермаркета, связь и бензин, связь и билеты на самолет. И для каждого пользователя плохой оператор связи будет определяться отсутствием приемлемого набора сервисов с минимумом бесполезных услуг.

Сейчас операторы связи прощупывают почву, предлагая условия бесплатной связи, удобные сравнительно небольшому количеству людей. Но они, операторы, научатся. И есть у кого. Настоящими гуру в бесплатных услугах давно стали интернет-гиганты Google и «Яндекс». Пользуясь их поиском, почтой, картами и прочими сервисами, мы с вами расплачиваемся своей приватностью и необходимостью видеть «релевантную» рекламу. Но, кажется, такая ситуация всех устраивает.

Операторы тоже знают о нас немало. Так что, за связь с нас, очень может быть, и правда перестанут просить платить совсем. Перестанут, но обязательно выставят счет.