TechFusion.ruКосмосТуристы на Луне: Маск, NASA, русский след

Туристы на Луне: Маск, NASA, русский след

Избрание в США нового президента привело к очередным попыткам пересмотра бюджета NASA. Тут же раздался фейерверк обещаний от агентства, включая скорый полет вокруг Луны. Илон Маск, в свою очередь, заявил, что его компания сделает это быстрее, да еще и туристов возьмет. NASA отмалчиваться не стало. И заверте…

Вспоминая обещания «Роскосмоса» о возможности посылки туристов к Луне, журналист Александр Баулин специально для Techfusion.ru разбирался в этой заварушке: реально ли достигнуть спутника Земли с помощью современных технологий и пора ли выстраиваться в очередь за билетами?

«Хоть на Луну»

Официальный представитель NASA предложил план, который условно можно отнести к «возвращению Америке величия»: агентство собралось форсировать программу запуска сверхтяжелой ракеты-носителя SLS (Space Launch System) и совершить ее первый же запуск с пилотируемым космическим кораблем по траектории облета Луны к 2020 году.

Внесем ясность. Чтобы вывести человека на орбиту, нужен космический корабль, в котором он сможет жить во время полета, а также ракета-носитель, которая поднимет этот корабль в космос. Отдельно от корабля ракета-носитель может использоваться для вывода спутников связи, научных зондов и т.п. Космический корабль без ракеты-носителя бесполезен. Кроме того, обычно для каждого корабля нужен свой определенный тип ракеты (иногда — несколько).

Неделей позже генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Солнцев напомнил о планах компании отправить туристов в полет вокруг Луны в 2021-2022 году. Правда, подходящей ракеты у России к этому моменту нет даже в планах, поэтому проект предполагается осуществлять с помощью пуска двух ракет-носителей, одна из которых выведет на орбиту «Союз» с космонавтами, а вторая — топливо и разгонный блок для придания пилотируемому кораблю необходимой скорости.

Илон Маск не мог остаться в стороне. Он затеял «игру на повышение»: SpaceX заявила об облете Луны уже в следующем году, да еще с туристами на борту.

Полет должен пройти на пилотируемом корабле Dragon 2, выведенном ракетой-носителем Falcon Heavy.

При этом не все организации чувствуют себя заклятыми конкурентами. NASA выпустило пресс-релиз по поводу заявления Маска. Агентство «высоко ценит коллег по отрасли» и выражает готовность тесно работать с компанией SpaceX  для безопасной доставки астронавтов США на орбиту, ну и в целом поддерживает развитие частной космонавтики. Думается, сам Илон предпочел бы яростную перепалку.

Невозвратные билеты

Илон Маск заявил, что уже продал билеты двум космическим туристам — видимо, пытаясь таким образом придать серьезности озвученным планам. Однако это вовсе не гарантирует отправления точно в срок. Например, у Анатолия Чубайса где-то в запасниках пылится билет на SpaceShipTwo Ричарда Брэнсона. На первых «Открытых инновациях» в 2012 году до санкций было еще далеко, и апологет космического туризма присутствовал лично. Тогда он пребывал в зените космической славы. Казалось, вот-вот, и за скромные 200 тысяч долларов можно будет отправиться в суборбитальный полет. В 2014 году суборбитальный космический корабль разбился вместе с надеждами Брэнсона. Однако, на арене возник Илон Маск, который сделал акцент на частной доставке грузов и космонавтов на МКС.

Более-менее реальным космическим туризмом занималась Россия. Если не брать в расчет космонавтов из социалистических стран, то она отправила семь путешественников на МКС в 2000-е. Одного человека брали в экипаж с двумя профессиональными космонавтами. Можно предположить, что эта пропорция будет использоваться и в будущем. Но пока с клиентами наступило затишье — с 2010 года поток желающих слетать на орбиту иссяк.

Возможно, бизнес подрубило ожидание на порядок более дешевых мест на SpaceShipTwo, или идея побывать на орбите потускнела и перестала стоить 20 миллионов долларов. Кроме того, были неофициальные данные, что американской стороне не нравится присутствие туристов на борту. В отличие от российской стороны, зарабатывающей на этом деньги, NASA больше заботила сохранность оборудования.

В общем, билет в космос какой-либо гарантией готовности проекта не является. Наоборот, скорее служит для того, чтобы привязать клиента к продукту, который еще не готов и может быть обойден конкурентами. Справедливости ради, и сами туристы иногда отказываются от своих планов. Так певица Сара Брайтон устроила себе отличную PR-к кампанию, то собираясь лететь на МКС, то отказываясь. После этого сам полет стал уже неактуальным в нашу эпоху постправды.

Техническая (не)возможность

Илон Маск, подобно Брэнсону, делает бизнес сразу в нескольких направлениях — когда падает ажиотаж вокруг одной идеи, он переключается на следующую. Пожалуй, у него самый эффективный PR, если оценивать его с точки зрения внимания прессы и общественности. Предложить полет вокруг Луны — вполне в духе Маска: на меньшее Илону было бы стыдно замахиваться, а туристам не так интересно было бы тратить свои деньги. Но есть ли технические возможности для такого полета?

Для высадки трех космонавтов на Луну США использовали ракету-носитель «Сатурн-5», способную выводить 145 тонн на низкую околоземную орбиту (НОО). Хорошо, забудем, что туристов двое, а кроме них в экипаже должны быть еще и профессионалы. Советский Союз собирался отправить на Луну двух космонавтов, используя ракету Н1, способную выводить на орбиту 90-100 тонн. Ближайшая по мощности к таким показателям — ракета SLS (версия Block 1 рассчитана на вывод 70 тонн на НОО), проектируемая NASA. Носитель Falcon Heavy компании SpaceX, который хоть и «хеви», и даже «сверхтяжелый» по классификации, но выводит всего 54 тонны на НОО.

Ну что похоронили сказочника Маска? Не торопитесь, расчет можно продолжить. Нет, мы не будем посылать туриста в гордом одиночестве, но никто не обещал высадить туристов на Луну. Более того, вы нигде не найдете упоминания даже о лунной орбите. А значит не нужен тяжелый лунный модуль, требуется меньше топлива и припасов. Даже конструкция проще — необходимо «всего-навсего» разогнать кораблик побыстрее, так, чтобы Луна оказалась внутри его эллиптической орбиты. Вокруг Луны? Полный оборот вам никто не обещал.

Схема возможных траекторий облета Луны пилотируемым космическим кораблем Orion

Схема возможных траекторий облета Луны пилотируемым космическим кораблем Orion. Иллюстрация: spacenews.com

Это относительно несложно (по сравнению с высадкой на Луну) и еще в 60-е годы планировалось сделать облет спутника Земли на корабле «Союз 7К-Л1» с двумя космонавтами на борту. На окололунную орбиту он доставлялся ракетой «Протон», выводящей на НОО около 20 тонн. Так вот. У Falcon Heavy солидный запас по мощности, который вполне позволит прокатить вокруг Луны пилотируемый корабль Dragon 2 (массой до 12 тонн против приблизительно 5 у 7К-Л1) с четырьмя астронавтами, кто-то из них может быть пассажиром.

Как упоминалось выше, ракета-носитель NASA — SLS — более мощная. Правда и космический корабль, предназначенный для нее тяжелее — стартовая масса четырехместного Orion — 25 тонн. Облет Луны видится на ней правдоподобным.

Что до облета Луны с выведением ракетой-носителем «Союз», забрасывающей на НОО всего 8 тонн — то, как писал конструктор Борис Черток, он признавался нереальным еще в 60-е годы. Даже с первыми прототипами пилотируемого корабля «Союз», которые были легче современных версий. Впрочем и в РКК «Энергии» скорректировали планы. В отличие от летнего интервью, в феврале план полета предусматривал использование уже двухпусковой схемы: одна ракета выводит космический корабль «Союз», а другая привозит ему топливо и разгонный блок. В сумме на низкую орбиту выводится до 16 тонн — уже близко к показателям ракеты-носителя «Протон». Жаль, что сам «Протон» использовать не получится, его современная версия не предназначена для пилотируемых пусков.

А где продукт?

Отлично, в теории можем полететь. Но где продукт? Как там с реализацией гениальных планов?

Как ни странно, Россия чуть ли не ближе конкурентов по готовности. И ракеты-носители, и пилотируемый модуль у России уже есть, и многократно проверены. А вот NASA и SpaceX над своими аппаратами для лунного полета еще только работают. Правда есть нюанс — текущие модели кораблей «Союз» не предназначены для облета Луны — для выхода на нужную эллиптическую орбиту придется разогнаться почти до второй космической скорости (около 11 км/с), а для полетов на МКС достаточно первой (8 км/с). При возвращении более высокая скорость потребует лучшей теплоизоляции, иначе корабль может сгореть в атмосфере. Хотя опыт создания такого покрытия был в ССССР на вышеупомянутом «Союз 7К-Л1», но нынешние «Союз МС» отличаются по конструкции.

И кто остался в российской космической индустрии с конца 60-х? Подозреваю, что и теплозащиту и разгонный блок, выводимый второй ракетой-носителем, можно сделать и испытать, довести до готовности. Но на это нужны деньги. Деньги и еще раз деньги, которых едва хватило на разработку ракеты «Ангара» и текущие нужды. Об испытаниях компонентов «лунного рейса» информации не было. Позвольте предположить, что интервью главы РКК «Энергии» — это, как сейчас принято выражаться, «мессадж» руководству страны: «Мы тоже можем, дайте денег». Увы, финансовые вопросы могут быть еще более сложными, чем технологические.

NASA методично ведет испытания отдельных компонентов SLS и провело первый запуск корабля Orion (пока на другой ракете-носителе — Delta IV Heavy). Вроде бы, работы по SLS понемногу продвигаются к логическому завершению, хотя сроки и сдвигаются. Первоначально старт планировался на 2017 год, потом на конец 2018. А сейчас, из соображений экономии, родилась идея запустить SLS сразу с космонавтами в 2020 году. Это беспрецедентно, но об этом мы еще поговорим.

Маск наверно стал чуть более седым, когда понял, что NASA озвучило идею в его духе — сделать первый старт новой ракеты-носителя сразу с пилотируемым кораблем. Пришлось парировать экстренной отправкой туристов. Иначе ее назвать и нельзя — ракета ни разу не стартовала, а на ней через полтора года везти гражданских.

Первый старт ракеты Falcon Heavy ожидается в этом году. Пилотируемый корабль Dragon 2 (первая версия — грузовая) проходил пока только наземные испытания. Я бы поверил в гений Маска и выразил надежду, что он все успеет. Но когда Маск был в тени Брэнсона, он уже раздавал громкие обещания. В 2007 году он собирался запустить пилотируемый корабль в 2011.  «Сдвиг сроков вправо», как называл в своей книге задержки пусков конструктор ракет Борис Черток, это обычное явление. Оно происходит в практике космических индустрий всех стран. Не думаю, что Илону Маску удастся так мобилизовать компанию, чтобы не просто выдержать сроки, но и перевыполнить их, отправив туристов в ближайшее время. Полагаю, запуск Falcon Heavy в 2017—2018 году будет уже большим достижением для SpaceX.

Но нам летать охота

Предложение NASA сделать первый полет сразу пилотируемым выглядит безответственным. В конце 60-х к человеческим жертвам привели первые запуски кораблей «Союз» (при посадке) и «Аполлон» (на стартовом столе), уже обкатанных в предварительных испытаниях. Однако техника развивается, и в конце 80-х СССР смог с первого раза запустить сложнейшие технологические изделия: сначала сверхтяжелую ракету-носитель «Энергия», а потом ее же с космическим челноком «Буран». С тех пор средства проектирования сильно продвинулись вперед.

И все же, со стороны решение сделать первый полет пилотируемым выглядит по меньшей мере странным. Да, техника получается достаточно надежной. В случае неудачного старта астронавты могут выбраться с помощью системы аварийного спасения. Но сколько раз подводили какие-то неучтенные мелочи. Ведь в тех же 80-х корабли Space Shuttle удачно отлетали 5 лет, но в 1986 один из них взорвался во время запуска. Конечно, беспилотные запуски не спасли бы от случайной проблемы (их и не было, только атмосферные испытания), которая выявилась через пять лет, но позволили бы обнаружить какие-то проблемы, которые невозможно отследить на Земле.

Что касается сохранности туристов, то наверняка их пустят в космос только убедившись в безопасности транспорта и места обитания: так это было с «Союзами» и МКС. Думаю, также будет с Falcon Heavy и Dragon v2 или любыми другими туристическими кораблями. Тот же SpaceShipTwo компании Virgin Galactic провел большое количество испытательных полетов, благодаря чему недостатки системы были выявлены до того, как на ней попробовали «прокатиться» первые пассажиры.

Готова ли туриндустрия?

Будут ли турполеты в космос массовыми? Думаю, это вопрос не столько безопасности, сколько денег. За 20 миллионов долларов (здесь и далее цифры ориентировочные) Россия отправила на МКС семь туристов. Полагаю, что за 200 тысяч к Брэнсону выстраивалась гораздо более длинная очередь. Но даже отсутствие SpaceShipTwo вряд ли сподвигнет их встать в очередь за билетами по 35-40 миллионов долларов. А те, кто готов потратить такие суммы, наверняка захотят экзотики — ну, хотя бы Луны в иллюминаторе.

В такой ситуации Falcon Heavy Илона Маска имеет хорошие позиции (если ракета исправно будет летать с кораблем Dragon 2, а стоимость действительно окажется около 90 миллионов долларов, как планируется сейчас). Она имеет возможность прокатить до Луны, со временем достигнет Марса (вряд ли туда кто-то отважится полететь туристом, но какой шик будет прокатиться на версии Mars Edition). А вот NASA ему не конкурент, запуск SLS оценивается в полмиллиарда долларов, поэтому агентство и не беспокоится о планах Маска и даже желает ему удачи.

В бюджетном сегменте скорее будут популярные суборбитальные полеты с кратковременным пребыванием в невесомости — это не только SpaceShip компании Virgin, но и New Sheppard компании Blue Origin, сооснователем которой является Джеф Безос (да-да, тот, который он придумал не только Amazon) и подобные проекты.

На промежуточный сегмент — полеты на низкую околоземную орбиту — претендуют не только Россия, но и Китай, а также компании из других стран. И если их конкуренция собьет цены, то поток космических туристов сможет стать хоть и жиденьким, но постоянным. Ведь на космос можно не только расходовать — на нем можно зарабатывать. Хотя бы на репортажах с орбиты, которые собирают огромную аудиторию.

Иллюстрация на обложке: pixabay.com