bts merchandisebts shopbts sweatshirtbts clothesarmy bombbts official army bombbangtan bombbts army bomb ver 4bts army bomb ver 3bts army bombbts light stickbts official light stickbts light stick ver 4bts light stick ver 3bts dollsbt21 plushiesbts hoodiebts jacketbt21 hoodiebts shirt
TechFusion.ruКомпании«Привет, Алиса»: голосовой помощник «Яндекса» поможет решить повседневные проблемы

«Привет, Алиса»: голосовой помощник «Яндекса» поможет решить повседневные проблемы

Алиса

Узнать прогноз погоды, посоветоваться о месте, где можно уютно посидеть с друзьями вечерком, найти лучший магазин с нужными продуктами — все это и много больше можно делать с помощью голосового помощника 

Компания «Яндекс» сегодня официально запустила голосового помощника «Алиса». Он (или она) отвечает на запросы пользователя самостоятельно или работая в связке с сервисами «Яндекс.Карты», «Яндекс.Музыка», «Яндекс.Поиск» и «Яндекс.Погода». По обещаниям разработчиков, список поддерживаемых сервисов будет расширяться. Подключить помощника к своим продуктам смогут и другие компании.

Алиса

Пример общения с «Алисой». Фото: TechFusion.ru

Голосового помощника можно не только о чем-то спрашивать, с ним можно (и нужно для его обучения) беседовать. «Алиса» не ограничивается набором заранее заданных ответов. В ходе разговора она способна импровизировать, используя свой искусственный интеллект. В «Яндексе» считают, что сказать что-то намного проще, чем напечатать. Умный собеседник — это приятно. А беседа с нейросетью — приятно вдвойне. У «Алисы» есть запас историй, например сказки и анекдоты, но если вы настроены поболтать, она включает фантазию.

«Мы хотели, чтобы Алиса говорила с людьми на их языке, а не приучала к своему, как это делали компьютерные интерфейсы в прошлом, — рассказал, руководитель направления речевых технологий «Яндекса» Денис Филиппов. — Для этого в первую очередь необходимо, чтобы она понимала настоящую человеческую речь, а не только идеально произнесённые запросы. Это было одним из приоритетов при разработке Алисы, и сейчас, согласно нашим измерениям, она — лучшая из голосовых помощников по распознаванию русской речи. По метрике WER Алиса распознаёт речь с точностью, близкой к человеческой».

Алиса

Пример общения с «Алисой». Фото: TechFusion.ru

«Алиса» не требует каких-то специальных запросов и следования алгоритму во время беседы. Голосовой помощник способен учитывать контекст беседы и восстанавливает опущенные части предложений, примерно как это делают люди. Распознавать речь, определять значение сказанного и синтезировать голос, чтобы произнести ответ, «Алиса» способна благодаря речевым технологиям «Яндекса» SpeechKit. Говорит «Алиса» голосом Татьяны Титовой — программу обучали на записях актрисы. Специально обученная нейросеть не только склеивает звуки в слова, но и подбирает интонацию, благодаря чему речь «Алисы» звучит довольно живо и естественно.

Алиса

Пример общения с «Алисой». Фото: yandex.ru

В экспромтах программе помогает нейросеть, обученная на огромном массиве текстов. «Алиса» постоянно учится. Если она ответила невпопад, укажите ей на это, и в дальнейшем она сможет исправиться.

Как работает «Алиса»?

Работа голосового помощника основывается на огромной базе знаний, рассказывают в компании. Нейронная сеть обучена с высокой вероятностью «понимать», чего именно хочет человек. Ошибки, конечно же, неизбежны, но их совершают и люди.

Точность распознавания в SpeechKit сопоставима с уровнем понимания человека. Помощник понимает как детей, так и взрослых, и даже тех, кто говорит по-русски с акцентом.

Первое, что делает программа при получении вопроса — это распознает сценарий. Научить этому машину сложно, но «Алисе» помогает вся мощь поисковой машины «Яндекса», которая каждый день сталкивается с миллионами запросов.

С помощью машинного обучения «Алиса» «понимает», что фраза «Какая погода завтра в Питере?» — это запрос погоды. Потом идет этап извлечения из пользовательских реплик именованных объектов (Named Entity Recognition). И Алиса, у которой за плечами стоят поисковые технологии, «понимает», что «Питер» — синоним «Санкт-Петербурга», а «завтра» — «текущая дата + 1». Более подробно о процессе машинного обучения «Алисы» «Яндекс» рассказал в своем блоге на «Хабрахабре».

Сейчас «Алиса» доступна в приложении «Яндекс» для iOS и Android и в бета-версии голосового помощника для Windows, а скоро появится и в «Яндекс.Браузере» и других продуктах компании.

Фото на обложке: alice.yandex.ru