TechFusion.ruЖелезоАвтодайджест #34: 2017 год — все, что нас впечатлило

Автодайджест #34: 2017 год — все, что нас впечатлило

Автодайджест
Константин Новацкий

Константин Новацкий

Журналист, путешественник, моделист-конструктор, потребитель контента и крафта
Константин Новацкий

Стартапы, идеи, тренды и взлеты. Обобщаем самое-самое из мира авто-техно за 2017 год

Tesla: пусто-пусто-густо

Вспомним, с какими надеждами в начале 2017 года мы смотрели в сторону американской Tesla. Вспомнили? В общем-то, ни с какими. В том смысле, что в отсутствии громких заявлений со стороны Илона Маска было что-то спокойное и умиротворяющее. Но затем информационная гладь вокруг компании начала покрываться рябью. Сначала вести с Гигафабрики, затем старт проекта The Boring Company, частично связанный с Tesla, следом десяток сообщений, раскачавших ситуацию вокруг маленькой Model 3 и следом — бум! Осенняя премьера Tesla Roadster с чумовыми характеристиками (0-100 км/ч за 2 секунды и 400 км/ч) и первый в своем роде электрический грузовик Semi, однозначный король хайпа-2017.

Truck

via Tesla.com

Ни той, ни другой модели еще нет и какое-то время не будет, хотя на презентации Semi в Хоторне прототип все же был представлен. Итог — лист ожидания, наполненный коммерческими монстрами и беспрецедентная предоплата за модели, ставшая новой реальностью Tesla: уже не пять, а 20-50 тысяч долларов депозита или оплата полной стоимости машины. Которая, к слову, нисколько не ускорит ее получение. Первые электрические Tesla Semi начнут поступать клиентам вроде Budweiser, UPS или PepsiCo в 2019. Roadster (на который также открыт прием заказов) прибудет еще позднее, пропустив вперед второй в истории Tesla кроссовер Y, о котором пока что ничего не известно.

Что касается прибыли/убытков Tesla, то пока бизнес скорее пикирует, чем идет на взлет. Производство Model 3 сжирает ресурсы, Bloomberg продолжает рисовать мрачные картины, предвещая неприятный конец уже через полгода, но аналитики Tesla назло прогнозам предвещают устойчивое развитие и новые денежные потоки.

Да, к компании Маска у нас по-прежнему есть вопросы. Но тот интерес, с каким в этом году мы наблюдали за компанией, дорогого стоит. Ждем продолжения.

Автопилот для всех

Казалось бы, что может быть сложнее, чем научить бездушную машину самостоятельности? Только получить диплом по майнингу криптовалют или разработке Big Data. Тем не менее, новостей о создании автопилота — собственного или с использованием готовых систем или решений от Velodyne — было с горкой. В декабре уже нет смысла перечислять: на поляне автопилота в 2017 году засветились все, от мала до велика.

Автомобиль

via argo.ai

От все той же Tesla до «Яндекса». При этом здорово успели мутировать сами концепции: от дружного «строим автомобиль с нуля» до реального «разрабатываем решения для интеграции в готовое авто». Так было, например, с Apple. Да, разработка автопилота — притом с большим «мозгом», чьи способности как минимум должны подкрепляться статусом «автономность четвертого уровня» — дело дорогое и затратное. Потому в уходящем году рукопожатия автопроизводителей и гигантов в сфере электроники свершались одно за другим: Audi и Nvidia, Ford и Argo AIBMW/FCA и DelphiHonda и Waymo. Да что там гигантов — новичков, освоивших уникальную технологию или потенциально прорывную концепцию, прибирали к рукам с той же жадностью, накачивая инвестициями.

2020 год — если мы не торопим события — сегодня принят за «лакмусовую бумажку»: он определит лидеров и отстающих. Так или иначе, мы движемся в сторону нового транспорта — хотим того или нет. Отдельное спасибо скажем проектам, которые при общей «стрельбе вверх» уже сегодня выбирают более интересные цели. Например, канадская X-Matik одной из таких целей видит создание универсальных автономных ассистентов для автомобилей теперь уже «старой школы», без соответствующих комплексов. В этом плане хотелось бы поднять рюмку не за 2018, а сразу за 2020 год. Интересно же, в конце концов.

Вид сверху лучше

Еще две темы, привлекавшие внимание в уходящем году, — это попытки поднять автомобиль в небо и жажда «слежки во благо». По порядку.

На сегодняшний день «официально» приближенной к производству летающей машиной можно считать Terrafugia Transition. «Ходовые» прототипы уже пару лет назад показали, что идея создать «гибрид» автомобиля и самолета не так уж абсурдна и утопична. В 2017 массачусетская Terrafugia отметилась в новостных колонках летающим проектом TF-X мы ждем его в новом году.

via terrafugia.com

Кроме того, все чаще имя компании стали упоминать в разговорах о Geely — китайский автогигант не раз высказывал заинтересованность в покупке — со всеми проектами и документной базой, включая разрешение на полеты от федерального управления гражданской авиации США. В общем, тему с Terrafugia добавляем в закладки на следующий год.

Что еще?

Airbus, например. Проект беспилотного летающего такси Vahana от подразделения Urban Air Mobility — проект куда более долгоиграющий. По факту разработчики представили лишь виртуальную модель, а «живые» испытания такси еще только близятся. Аппарат будет одноместным, а заказать его можно будет через приложение: вызываете, направляетесь к точке посадки, указываете маршрут, улетаете. Здорово?

Почти так же, как с проектом от Lilium Aviation. Еще в начале года молодая мюнхенская компания получила от Atomico 10 миллионов евро на создание компактного летательного аппарата, характеристики которого, как шутят, завязаны на «тройку»: потолок — 3 тысячи метров, скорость — 300 км/ч, запас хода — 300 км. От Сан-Франциско до Пало-Альто за 15 минут…. Мечты, которые, возможно, станут реальностью.

Автодайджест

via getnexar.com

Но реальнее вот что: любое действие, любое перемещение или публичный акт вскоре будут задокументированы и занесены в архив, который может распоряжаться информацией, развиваться и анализировать. Речь о нейросетях, предназначенных для анализа дорожной ситуации и распознавания соответствующих объектов.

Вначале — китайский стартап с идеей комплексного определения автомобиля в потоке, основанной на уникальном образе конкретного транспортного средства, который почти невозможно спутать. Затем — открытый супер-архив NEXET от Nexar, насчитывающий свыше 55 тысяч стандартизованных снимков улиц и автомобилей со всего света. В его приобретении были заинтересованы страховые компании США, а затем — разработчики автономных систем.

Что дальше? Анализ и обучение контролирующей электроники, которые (вариант для оптимистов) откроют двери в дивный мир трафика будущего, в котором каждый предупрежден и защищен. Или (для пессимистов) накроют лихачей общим колпаком и будут следить за всеми и каждым. Одно верно: камеры в телефонах и регистраторах в грядущем году нам еще понадобятся.

С наступающим будущим! Каким бы удивительным оно ни оказалось.