Константин Новацкий
Latest posts by Константин Новацкий (see all)
- Смертельный беспилотник, электро-Porsche и вагонетки Tesla - 27.03.2018 10:00
- Юмор с Tesla, электро-GT от Audi и русский электрокар для шеринга - 20.03.2018 10:15
- Женева-2018: самое-самое. Часть 2 - 12.03.2018 15:31
Автодайджест #39: первые тесты дрона Airbus, водородный Hyundai с караоке и авария беспилотника с журналистами на борту
Вперед и с песней
Применительно к современным беспилотным авто вопрос «как доставить человека из пункта А в пункт Б» сменяется не менее важным — «как развлечь в дороге». Водителя вскоре окончательно приравняют к пассажиру, а значит, свободное от управления время надо чем-то наполнить.
Renault, например, сделала ставку на VR, а Hyundai целит в сторону караоке. Почему бы и нет? Прототип Nexo — первый автомобиль компании, в котором реализована эта функция. Впрочем, не она одна. Под внешностью уже знакомого нам кроссовера (Hyundai презентовала Nexo в январе на выставке потребительской электроники CES) скрывается беспилотник четвертого уровня автономности, умная электроника которого работает в паре с водородной силовой установкой. «Умная» — это про способность поддерживать режим движения, идентифицировать транспортные средства, держаться полосы или менять ее, обгоняя попутный транспорт и вписываться в слоты пунктов оплаты на магистралях. А еще мониторить состояние человека за рулем и коммуницировать с умным домом.
Причем все это — не просто заявления компании касаемо статичного концепта. Три автономных Nexo уже проехали свои первые две сотни километров: от Сеула до олимпийского Пхенчхана. С музыкой и песнями. Перечень бортовых развлечений для пассажиров был дополнен функцией караоке.
Впрочем, шансов в ближайшее время увидеть нечто подобное немного. По словам боссов Hyundai, серийно внедрять автопилот четвертого уровня компания начнет к 2021 году. А к 2030 станет доступным полностью самостоятельный пятый уровень автономности. До того момента полностью расслабиться за рулем Hyundai не получится.
Все выше, и выше…
Одна неделя — и сразу две новости сверху. Буквально. В Airbus, кажется, довели до ума проект беспилотного авиа-такси Vahana, в то время как PAL-V, в 2005 году вышедшая с концептом One, грозится через месяц устроить показ нового автожира в Женеве.
Проекту Vahana уже больше полутора лет. Прошлым летом подразделение Airbus под кодовым именем A³ представило ролик, демонстрирующий работу первого персонального дрона-такси. Не имея к тому моменту реальных прототипов, компания «взяла» очарованием нового способа передвижения — и анонсом скорых реальных тестов. И вот, наконец, реальный беспилотник Vahana взмыл в небо.
Испытание A³ проводили в конце января в Орегоне. В ходе тестов полноразмерный прототип массой 745 кг дважды самостоятельно поднялся в воздух — правда, всего на минуту и на высоту в пять метров. Не так уж и сногсшибательно для воображения… Но для разработчиков было важно зафиксировать маленькую победу. По словам босса проекта Зака Ловеринга, те «почти два года» от первого эскиза до реальных тестов говорят о хорошем темпе работы. Не будем забывать, что до ориентировочной даты премьеры Vahana также остается два года.
Шаг номер два для инженеров — все так же, в автономном режиме, подняться и одолеть несколько метров в горизонтальном полете. Штука, в общем, выполнимая. Освоившись с физикой передвижения, компания должна будет заняться самым интересным: софтом и интеграцией. Напомним, что серийное такси предполагается вызывать при помощи мобильного приложения.
…и выше
Теперь к ребятам постарше. PAL-V — чуть более известный миру проект. О голландском гибриде автомобиля и самолета (с видовыми признаками каждого из этих транспортных средств) мир услышал в начале нулевых. Начиная с 2005 года новости от проекта выглядели примерно так: «PAL-V придумала революционную подвеску», «PAL-V собирает под своей крышей ведущих специалистов» и, разумеется, «PAL-V летает!».
Штука и правда поднималась в небо, причем убедительно. Создатели планомерно отрабатывали технику и железо, при этом держа в голове идею «транспорта для чайника». То есть — для человека, в послужном списке которого нет отметок о стаже в Lufthansa или KLM. Однако, в отличие от «чайника» образца 2018 года — с набором мобильных приложений и потребностью в сервисе — клиент PAL-V должен быть хоть немного «летающим», и помимо водительского удостоверения обладать лицензией пилота. Потому как ответственность за взлет и посадку автожира будет лежать на нем.
В любом случае, возиться с нюансами придется покупателю. PAL-V везет на автосалон в Женеве официально доведенный до ума летающий Liberty с трехколесным двухместным кузовом и двойной силовой установкой. За движение по дорогам в ответе 100-сильный двигатель, способный ускорить Liberty до 160 км/ч. В небе же (после процесса трансформации) начинает орудовать 200-сильный мотор, с которым максимальная скорость винтокрылой машины вырастает до 180 км/ч. Запас хода — 500 километров в режиме «летим» и чуть больше 1300 — в режиме «едем». Для взлета и посадки, по словам производителя, машине нужно 180 и 30 метров соответственно. И самое интересное: полмиллиона долларов. Ранее PAL-V обозначала именно такой ценник на новинку. В начале марта в Женеве проверим, не взлетел ли прайс вместе с самой машиной.
Тормози!
Наши коллеги из TechCrunch опубликовали в сети весьма «вкусный» ролик. На видео прототип беспилотного седана Genesis компании Phantom AI с журналистами и видеотехникой на борту на скорости врезается во впереди идущий автомобиль. За рулем в момент ДТП, словно нарочно, находился руководитель Phantom AI Чан Кю Ли. До последнего момента ни за что не отвечавший. В аварии никто не пострадал, однако репутация беспилотников, кое-как выправленная после аварий с Tesla, снова зашаталась.
Сама по себе техника, которую Phantom AI демонстрировал на Genesis, представляла собой набор систем второго уровня автономности, в чьи задачи входило движение в полосе, а также поддержание скорости потока и дистанции до автомобиля впереди. На видео водитель постоянно держал руки на руле. Тем не менее, одна из довольно тривиальных по нынешним меркам задач была с треском провалена.
По словам съемочной группы, находившейся в машине, седан двигался по шоссе со скоростью около 100 км/ч, сохраняя дистанцию. Внезапно автомобиль впереди затормозил, пытаясь не врезаться в вывалившийся из чьего-то кузова мусорный бак, и у автономного Genesis не осталось вариантов: Чан Кю Ли начал тормозить, и автопилот отключился, но тормозного пути не хватило. Столкновение произошло на скорости 35-40 км/ч.
При этом возможности самого автомобиля — в частности, штатная система помощи при экстренном торможении — теоретически могли спасти ситуацию. Но на демонстрационном авто конкретно эту функцию отключили из-за частого срабатывания и лишней путаницы в работе «мозга» Phantom AI.