bts merchandisebts shopbts sweatshirtbts clothesarmy bombbts official army bombbangtan bombbts army bomb ver 4bts army bomb ver 3bts army bombbts light stickbts official light stickbts light stick ver 4bts light stick ver 3bts dollsbt21 plushiesbts hoodiebts jacketbt21 hoodiebts shirt
TechFusion.ruАналитика данныхBigData и металлурги: 275 млн рублей экономии в год

BigData и металлурги: 275 млн рублей экономии в год

Некоторые категории граждан любят делить бизнес на «серьезный», вроде металлургии или химической промышленности, и «всякую ерунду», к которой зачастую относят и IT.

Взгляд этот, между тем, абсолютно архаичный, не отражающий реального положения вещей. Особенность современных информационных технологий — всепроникаемость, способность встроиться почти в любой процесс. И, как результат, повысить эффективность такого процесса, дать новое качество или вообще, обеспечить появление новой технологии или продукта.

За примерами далеко ходить не надо — банки и страховые компании уже устраивают едва ли не соцсоревнование, кто первый организует сбор и анализ больших данных (BigData) о своих клиентах. Результатом таких проектов становятся персонализированные предложения для вкладчиков или заемщиков.

Финансовый сектор, телеком, ритейл — эти сегменты экономики уже распробовали прелесть больших данных и теперь активно работают над реализацией проектов, которые позволят им на практике и в больших масштабах использовать результаты анализа BigData. Как не удивительно, не отстают от них и, казалось бы, далекие от инновационных технологий сельское хозяйство и черная металлургия.

Так, Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) только на пилотном проекте по использованию больших данных убедился в возможности экономить на материалах более 275 млн рублей за один год. Впереди — масштабирование проекта. А вслед за ММК к исполнителю проекта Yandex Data Factory (YDF, подразделение «Яндекса») потянулись и другие крупные игроки отрасли.

«На ММК создана и действует лаборатория креативных идей, которая изучает возможность использования в процессах предприятия современных технологий, начиная от IT и заканчивая новыми материалами, — отмечал в ходе форума «IT-Лидер» член совета директоров ММК Сергей Сулимов. — Лаборатория предложила использовать технологии сбора и анализа больших данных для оптимизации кислородного конвертерного цеха, в которому происходит обогащение стали специальными добавками и присадками — так называемыми ферросплавами».

По словам Сергея Сулимова, испытать эффективность BigData решили на двух наиболее массовых ферросплавах. Суть проекта в том, чтобы используя статистические данные по использованию ферросплавов в предыдущие годы, по эффективности работы операторов, анализируя математические алгоритмы работы конвертерных установок получить более точные модели их работы: сколько именно ферроспалава необходимо загружать, какой температурный режим выдерживать.

«Для ММК мы разработали сервис оптимизации расхода ферросплавов и добавочных материалов при производстве стали, который основан на технологиях машинного обучения и анализа больших данных, — рассказали о проекте в «Яндексе». — Сервис в автоматическом режиме дает оператору рекомендации по количеству ферросплавов, которые надо добавить на разных этапах процесса, чтобы сократить общий расход ферросплавов при сохранении показателей качества стали».

«Яндекс» рассчитывал справиться с заданием в течение трех месяцев. «Но за 3 месяца специалисты YDF только начали разбираться, что и как надо делать, — признал Сергей Сулимов. — В процессе столкнулись с ворохом проблем: технология обогащения стали сложная и математикам «Яндекса» пришлось вникать в процессы, а нашим технологам допиливать математику. В итоге работали около года».

В ходе экспериментов в рамках проекта удалось добиться экономии ферросплавов, используемых для обогащения стали, в среднем на 5% при сохранении показателей качества. Учитывая высокую стоимость ферросплавов, экономия может составить до 23 млн рублей в месяц или более 275 млн рублей в год.

«Сейчас обсуждаем с «Яндексом» вопрос масштабирования проекта, — рассказал представитель ММК. — Хотели бы применить технологии YDF еще для 6 ферросплавов, которые используются в достаточно больших количествах и даже незначительная экономия которых может дать заметный экономический эффект».

Полученные ММК результаты заинтересовали и других игроков отрасли. «Российские металлурги — одни из лучших в мире, поскольку в металлургии не было госкомпаний и металлургическим комбинатам пришлось изначально бороться за свою эффективность, — рассуждал Сергей Сулимов. — Поэтому неудивительно, что другие металлургические компании взяли, по-сути, наше техзадание для «Яндекса» и пришли к компании договариваться о реализации аналогичных проектов».

В «Яндексе» отмечают, что активно ведут переговоры с разными компаниями на рынке — не только в металлургии, но и, например, в нефтехимической отрасли. С рядом компаний переговоры уже перешли в фазу пилотных проектов — анализу доступных исторических данных и согласованию технических требований.

Стоимость услуг YDF пока невелика, по крайней мере — для крупных компаний. Речь идет  о стартовой стоимости в единицы миллионов рублей за проект. Впрочем, пока каждый проект, как и его стоимость, сугубо индивидуальны. В перспективе YDF намерена выпустить стандартзированное решение в области больших данных, которое автоматизировало бы выполнение большинства стандартизированных процессов в соответствующих проектах.

Вероятно, появление стандартных продуктов и сервисов в области больших данных будет способствовать проникновению BigData в деятельность не только крупного, но также среднего и малого бизнеса. Скажем, булочные начнут анализировать, кто и какие хлебо-булочные изделия у них покупает, и, например, изготавливать свежую выпечку к приходу соответствующей части покупателей.

Примеров персонализации услуг и продуктов на основе результатов обработки BigData — масса. Вопрос только в то, как быстро произойдет проникновение BigData в массовую бизнес-среду и не появится ли желающих ограничить свободное обращение больших данных.