TechFusion.ruАвторские колонкиБольшие данные, геймификация, виртуальная реальность: как технологии поменяют школьное образование

Большие данные, геймификация, виртуальная реальность: как технологии поменяют школьное образование

Внезапно объявленный во всем мире карантин в одно мгновение перенес в будущее многие сферы, включая образование. Если раньше возможности онлайна рассматривались по большей части гипотетически, то последние несколько месяцев все изменили. Уроки пандемии показали и учителям, и детям, и родителям, какие возможности открывает дистанционное обучение. Ситуация повлияла на темпы развития EdTech-проектов в целом, а сфера образования стала куда более восприимчивой к технологическим достижениям

Сергей Веременко

 

Директор по региональному развитию образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» Сергей Веременко в специальном материале для TechFusion.ru рассказал о том, как полученный в период пандемии опыт повлияет на сферу образования, а также какие тренды и технологии окажут влияние на развитие школ в ближайшем будущем.

 


Образование не станет полностью дистанционным

По данным «Учи.ру», с середины марта по июнь число зарегистрированных на платформе учеников выросло с 3,5 до 8 млн, что составило 50% от всех российских школьников. Количество активных родителей увеличилось с 2,5 до 3,5 млн, учителей — с 250 до 350 тысяч. Одновременно на сайте могли находиться более 240 тысяч человек, а число уникальных пользователей превысило 3 млн в день. Это в восемь раз больше, чем было до карантина.

Такой аномальный рост — скорее исключение, а не правило. С возвращением в школы дети, безусловно, будут меньше посещать образовательные онлайн-платформы. Полностью переходить на дистанционное образование ни у кого сейчас нет ни желания, ни потребности. Личное общение учителя с учеником невозможно заменить. Однако благодаря вынужденной удаленке огромное количество учителей и учеников впервые попробовали различные образовательные онлайн-сервисы.

Образование будет более персонализированным

Большие данные позволяют строить индивидуальную траекторию обучения для каждого ученика. В этом отличие и одновременно большое преимущество онлайн-занятий перед групповой работой в классе. С помощью машинного обучения мы можем анализировать:

  • поведение ребенка;
  • время, которое он проводит за тем или иным занятием;
  • темы, в которых он чаще всего ошибается;
  • задачи, которые не вызывают трудностей.

Все это помогает измерять реальные знания ученика и создавать эффективную программу занятий: предлагать индивидуальные решения для освоения нового материала, отрабатывать решение сложных задач.

Преподаватели смогут использовать полученные данные об ученике и оценивать его личный прогресс. Это поможет сформировать более персонализированную программу, учитывая потребности каждого.

Образование будет ориентироваться на гибкие навыки

Рассматривая сегодняшнюю индивидуализацию образования, мы говорим о больших данных, полученных в результате анализа академических успехов ребенка. Однако все большее значение приобретают гибкие навыки: умение общаться, слушать, работать в команде, быстро принимать решения, нестандартно мыслить, управлять эмоциями и многое другое.

Уже сегодня существует несколько сервисов, направленных на развитие так называемых soft skills. Например, британский проект ClassCharts анализирует влияние детей друг на друга, умение находить общий язык с одноклассниками, успеваемость, поведение на уроках и на основе полученных данных предлагает оптимальный план рассадки в классе, который улучшает успеваемость и групповую динамику. А Skillfolio создал программу для развития у подростков системного мышления и коммуникативных навыков, управления эмоциями.

Образование будет геймифицированным

Последние несколько лет геймификация активно проникает во все сферы обучения. Ее начинают использовать для обучения взрослых профессионалов, крупные компании включают элемент игры в адаптационные программы для новых сотрудников и с ее помощью внедряют корпоративную культуру.

Специалисты шутят, что так или иначе образование всегда было геймифицировано: ученикам раздавали отметки за прохождение тестов и решение задач, а по завершении всех положенных испытаний переводили на новый уровень — в следующий класс.

Школа уже много лет вынуждена конкурировать с увлекательными виртуальными мирами. Именно поэтому геймифицированное образование поможет ученикам взглянуть на процесс обучения по-другому и получить дополнительный стимул. Главная цель геймификации — вовлечь детей в образовательный процесс, повысить познавательную мотивацию. Квесты, бейджи, ачивки, тесты — все это уже внедряется в онлайн-образование и будет совершенствоваться дальше.

Образование будет интегрироваться в AR, VR и гаджеты

Детей привлекают методы обучения, которые соответствует их видению мира. Еще несколько лет назад в школах действовал запрет на смартфоны и планшеты. Сегодня стало понятно: это «прошлый век» и, скорее, отталкивает ребят. Значит, необходимо максимально интегрировать в учебный процесс эти самые гаджеты и научить школьников с ними правильно работать.

Виртуальная и дополненная реальности способны сделать обучение максимально современным, интересным, увлекательным и эффективным. AR-технологии привнесут в образование еще большую степень интерактивности, наглядность. Такие предметы, как анатомия, биология, география и даже геометрия, будут восприниматься, а главное, усваиваться на принципиально другом уровне. Сейчас процесс интеграции в AR/VR быстро набирает обороты и, вероятно, в самом ближайшем будущем дети смогут полноценно использовать эти инновационные технологии в обучении.