bts merchandisebts shopbts sweatshirtbts clothesarmy bombbts official army bombbangtan bombbts army bomb ver 4bts army bomb ver 3bts army bombbts light stickbts official light stickbts light stick ver 4bts light stick ver 3bts dollsbt21 plushiesbts hoodiebts jacketbt21 hoodiebts shirt
TechFusion.ruКомпанииЧтение по лицам: безопасность или мир без приватности

Чтение по лицам: безопасность или мир без приватности

VisionLabs - чтение по лицам, сравнение со звездами

В России все больше мест, где внедряются системы распознавания лиц — магазины, банки, общественный транспорт. Для чего применяется идентификация по лицам, от чего защищает новая технология и кто следит, чтобы она не нарушала частную жизнь пользователей?

Александр Ханин. Фото: VisionLabs

Александр Ханин. Фото: VisionLabs

TechFusion.ru попросил ответить на эти вопросы генерального директора компании VisionLabs Александра Ханина.

Сферы применения

В отделение банка заходит клиент, и банк тут же узнает, кто это — так работает современная система распознавания лиц. Изначально технологии биометрической идентификации применялись при выдаче кредитов, для борьбы с мошенничеством. Подделать документы сложно, но возможно, и люди этим пользуются: покупают поддельный паспорт, получают кредит, выбрасывают документ, делают новый. Эту проблему VisionLabs уже решила — в Бюро кредитных историй внедрена система, которая позволяет идентифицировать клиентов на этапе собеседования.

Теперь идентификация лиц применяется и в мобильных приложениях — для того, чтобы упростить вход и подтверждение операций со счетом. Кроме того, эта технология заменяет вход в мобильное приложение с помощью отпечатка пальца, если в смартфоне нет специального сенсора. Еще одно применение в банковской сфере — сотрудники банка могут мгновенно узнавать постоянных клиентов. Например, человек подходит к автомату, чтобы взять талончик, а банк узнает, что это привилегированный клиент и ставит его в начало очереди.

Уже существует готовый «коробочный продукт» — VisionLabs LUNA, который испробован на огромном числе банков, в том числе из топ-100. Стоимость такого решения составляет от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов рублей, в зависимости от размера банка. За техническую поддержку банки начинают платить только со второго года использования, но фиксированной суммы нет — она варьируется в зависимости от объема работ.

Также банки используют распознавание лиц для учета рабочего времени сотрудников и разграничения доступа к информации. Теперь банк может взамен электронных карт и ключей сотрудников использовать их лица. Технология позволяет исключить возможность прохода по чужой карте и минимизировать внутреннее мошенничество в банке.

Вторая большая область применения — ритейл. Здесь есть классические задачи, которые можно решить с помощью технологии распознавания лиц. Например, каждый магазин может вести черный список клиентов, которые совершали у них кражи, и узнавать их, как только они заходят в магазин.

Еще одна решаемая задача — это сбор клиентской аналитики. Магазин может узнать, как часто в ту или иную точку сети возвращаются люди, какого они пола и возраста. Но здесь возврат инвестиций занимает больше времени, чем в банковском секторе, поэтому в ритейле пока не так много масштабных внедрений распознавания лиц, рассказывает Александр Ханин.

Идентификацию лиц можно использовать в метро — вместо карты с поездками или вместе с ней. Часто люди теряют свои карты, а кто-то другой начинает ими пользоваться — это можно предотвратить, «привязав» карту к персоне.

Еще одна очевидная область применения — развлечения. Например, технология VisionLabs используется в мессенджере ICQ, который позволяет накладывать интерактивные маски на лица пользователей, как это делает приложение MSQRD. Еще ее можно использовать для того, чтобы узнать, на какую звезду вы похожи.

Зарубежный опыт

В США и Европе технологии распознавания лиц развиты сильнее, есть крупные игроки в этой области. Например, компании, которые устанавливают решения для распознавания лиц в аэропортах. Нельзя сказать, что зарубежные технологии лучше, но компании-производители знают специфику работы на такого рода объектах. В России пока нет такой практики.

Сама по себе технология не поможет закрыть какую-то задачу — важны опыт и конкретные решения, которые воплощает компания. «Например, если использовать технологию VisionLabs в аэропорту, то мы не сможем рассказать заказчикам о типичных способах мошенничества при переходе через границу, а специалисты в этой области это знают и могут объяснить, как с этим бороться», — рассуждает Александр Ханин. Здесь при внедрениях компания собирается опираться на опыт аэропортов.

Многие компании в России и мире продают технологии, а не решения, хотя между ними огромная разница — клиентам не нужна технология, им нужна компания с экспертизой, которая покажет, как реализовывать определенные задачи.

Про приватность

Одно из решений VisionLabs может распознать человека на фотографии или видео. Другую технологию, анализирующую лицо в динамике, можно использовать в дополненной и виртуальной реальности. Еще одно воплощение технологии применяется для анализа поведения людей. Например, на собеседовании при приеме на работу работодатель сможет определить, насколько кандидат адекватен, анализируя его поведение.

Также сейчас в процессе разработки технологии, позволяющие отслеживать человека в масштабах города — не по лицу, а в целом по облику: внешнему виду, походке и другим признакам. Такие решения могут понадобиться, в том числе, правоохранительным органам, рассказали в VisionLabs. Сама компания ориентируется на коммерческих заказчиков, а вот с кем работают последние — предугадать сложно.

Тонкая грань

Применение технологий идентификации всегда сопряжено с вопросами приватности. Если некий заказчик хочет идентифицировать людей в торговом центре — понимать, как их зовут, что у них за профиль в социальных сетях — это серьезное нарушение закона. Это вмешательство в частную жизнь, и на Западе за такое сажают в тюрьму. VisionLabs такими проектами не занимается, но технически такая возможность есть, она реализована еще в 2012 году.

С технологической точки зрения нет никаких ограничений — можно использовать распознавание образов, чтобы искать потерявшихся людей, а можно применять для слежки за конкретным человеком. Все зависит от того, в чьи руки попадет технология. Позиция разработчика в этом плане схожа с позицией производителей оружия. «VisionLabs не занимается незаконной деятельность, а то, что делают с технологией клиенты компании — полностью их ответственность», — говорит Александр Ханин.

Справка

VisionLabs создали в 2012 году Александр Ханин, Алексей Нехаев и Иван Лаптев. Компания разрабатывает технологии и продукты в области распознавания лиц для финансовой сферы, ритейла, видеонаблюдения и безопасности. Сейчас у VisionLabs, по ее собственным данным, есть несколько десятков контрактов с крупными заказчиками.

VisionLabs дважды привлекала инвестиции: около 1 млн рублей в 2013 году от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) и 350 млн рублей в 2016 году от венчурного фонда АФК «Система» Sistema Venture Capital. Компания является резидентом «Сколково».