- Виртуальные запреты: что ждет пользователей анонимайзеров в России - 09.06.2017 10:49
- BigData и металлурги: 275 млн рублей экономии в год - 13.11.2016 19:28
- Блокчейн в России: где мы и куда движемся? - 01.10.2016 01:38
Законодательные инициативы в области регулирования интернета часто только звучат пугающе. Это касается и последней, направленной на ограничение использования анонимайзеров (в том числе VPN-сервисов) инициативы, которая уже сейчас является, по сути, мертворожденной
Итак, вчера стало известно, что депутаты подготовили и внесли на рассмотрение Госдумы законопроект «Об анонимайзерах» (на самом деле «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Формально документ не запрещает их использование — «только вводит регулирование ранее никак не контролировавшихся государством технологий», объяснил председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин.
Суть документа такова: владельцы анонимайзеров — не пользователи соответствующих сервисов и приложений, а именно владельцы — должны обеспечить прекращение использования их анонимайзеров на территории РФ. Или направить в Роскомнадзор заявление к Реестру запрещенных сайтов и обеспечить в своих сервисах или программах запрет обхода блокировки интернет-ресурсов, включенных в этот реестр.
За неисполнение этих требований законопроектом предлагается блокировать (сроком на 30 дней) уже самих владельцев анонимайзеров.
То есть, предполагается, что этим меры позволят более надежно блокировать доступ к запрещенным сайтам.
Однако имеются большие сомнения, что получится достичь такого эффекта. С одной стороны, число доступных российским интернет-пользователям анонимайзеров действительно может сократиться. Вряд ли зарубежные, например, VPN-сервисы будут заниматься такой бессмысленной с их точки зрения работой, как направление заявления в Роскомнадзор, выполнение требований по запрету обхода блокировок к запрещенным в РФ сайтам. И все ради нескольких тысяч, в лучшем случае, пользователей из России.
По нормам законопроекта, Роскомнадзор самостоятельно должен будет проводить мониторинг сети на предмет выявления таких сервисов. Заниматься установлением контактов с их владельцами, выяснением отношений, по результатам которых и должно приниматься решение о блокировке соответствующего сервиса.
То есть, ряд анонимайзеров может оказаться недоступным для российских интернет-пользователей. Но вряд ли это создаст большие проблемы — как при работе с такими сервисами, так и для доступа к запрещенным сайтам. Ведь технически достаточно просто использовать схему «дабл-VPN» или двойного VPN. Речь идет о том, что можно подключиться к одному зарубежному VPN-сервису, а через него — к другому зарубежному же VPN-сервису. Последний будет считать пользователя не российским юзером, а, например, французским. Соответственно в этом случае на пользователя требования Роскомнадзора о блокировке запрещенных в РФ сайтов распространяться не будет.
Но на самом деле, все эти возможные блокировки анонимайзеров, запреты обхода блокировок к запрещенным сайтам для большинства российских интернет-пользователей неактуальны. Тот же Роскомнадзор ранее давал оценку, что анонимайзерами пользуются только 5-7% российских интернет-пользователей.
Остальные, кому это интересно, свободно заходят на сайты с запрещенной информацией со своих рабочих компьютеров. Ведь сотни тысяч компаний в РФ используют VPN-каналы для подключения к интернету. А в новом законопроекте как раз эта ситуация выведена из под предлагаемых норм — они не распространяются на владельцев анонимайзеров, если те обеспечивают их использование «исключительно лицами, которые находятся с такими владельцами в трудовых отношениях». И в этом случае, вольными или невольными пользователями анонимайзеров становятся десятки процентов российских интернет-пользователей.
Намного больший эффект делу по укреплению блокировки доступа к запрещенным сайтам может дать другая норма законопроекта, распространяющаяся на интернет-поисковики. По требованию Роскомнадзора, если таковое будет, интернет-поисковики должны будут обращаться в ведомство по вопросу доступа к реестру сайтов с запрещенной информацией. После получения такого доступа поисковики обязаны будут удалять из поисковой выдачи ссылки на «запрещенные сайты».
Кстати, вслед за законопроектом об анонимайзерах его авторы подготовили еще один документ — законопроект о внесении поправок в Кодекс об административных нарушениях (КоАП), предусматривающий штрафы за неисполнение оператором поисковой системы обязанности по получению доступа к реестру запрещенных сайтов. Это повлечет з собой наложение административного штрафа на граждан в размере 5 тысяч рублей; на должностных лиц — 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 500 тысяч до 700 тысяч рублей. Аналогичные штрафы предлагается взимать за выдачу по запросам пользователей ссылок на запрещенные информационные ресурсы.