TechFusion.ruЛюди«Дети не могут мечтать о том, о существовании чего даже не подозревают»

«Дети не могут мечтать о том, о существовании чего даже не подозревают»

Образование

Образование не ограничивается школой и университетом — оно начинается в день нашего рождения и не заканчивается вплоть до нашей смерти

Кем захочет стать ребенок, когда вырастет? Как понять, к чему он испытывает интерес? «Дети не могут мечтать о том, о существовании чего даже не подозревают», — считает директор по международным образовательным программам KidZania в Великобритании Гер Граус. На конференции EdCrunch 2018, прошедшей в Москве, мы поговорили с ним о важности дополнительного, внешкольного образования.

Доктор Гер Граус — основатель Детского университета, директор по международным образовательным программам KidZania, рыцарь ордена Британской империи, педагог и эксперт в области образования


— Скоро будет 5 лет, как вы отвечаете за международную образовательную стратегию KidZania. Какие идеи стали основой этой стратегии?

— Наша стратегия основана на нескольких предпосылках. Первая из них: абсолютно у всех было понимание, что KidZania — это образовательная компания и по своей структуре, и по организации. Но это никак не было подтверждено исследованиями или аналитическими данными. С чего нам следовало начать: на общемировом уровне представить необходимые статистические данные, чтобы доказать, что мы — полноценный участник и серьезный игрок образовательного процесса.

Второй движущей силой нашей стратегии был позитивный настрой. Какой бы задачей мы не занимались и в какой бы стране мира мы не находились, всегда транслировалось позитивное отношение к детской уверенности в своих силах. Мы использовали позитивные методы, стараясь донести до детей, что учеба, подобно GPS-навигатору, поможет им пойти верной дорогой и занять достойное место в жизни. Но что при этом — они вольны самостоятельно написать сценарий своей судьбы.

Но наша стратегия также базируется и на понимании негативных элементов. Негативным мы считаем тот факт, что образование в школах подменяется дрессировкой. И вообще, школой и университетом образование не ограничивается, образование вообще начинается в день нашего рождения и не заканчивается вплоть до нашей смерти.

Далее, экзаменам, как инструменту оценки, уделяют больше внимания, чем тому, кто, собственно, оценивается. Конечно, необходимо двигаться именно в эту сторону.

Наконец, нам нужно уходить от системы, в которой образование обслуживает потребности промышленной революции. Мы не стоим на месте, мы развиваемся! Но наша образовательная система и наши преподавательские методы безнадежно устарели.

Если говорить о моем опыте работы, то я мне довелось работать учителем, инспектором, директором школы, руководителем частной школы. И вывод, к которому я пришел, звучит так: дети могут стремиться лишь к тому, о чем им уже известно. И KidZania как раз показывает, к чему можно и стоит стремиться. На этом и базируется наша стратегия.

— Сейчас есть две примерно равные по силе «стратегии» родителей: одни стараются с самого раннего возраста развивать ребенка — водят на всевозможные занятия, чуть ли не с пеленок обучают иностранным языкам, музыке, рисованию и т.п. Другие считают, что нельзя «красть у ребенка детство» — и все эти развивающие вещи не нужны. Какого мнения придерживаетесь вы?

— Меня смущает формулировка вопроса. Если я должен выбрать «или-или» — нет, я не выберу ни один из вариантов. Мы должны абстрагироваться и найти простое и выполнимое решение, которое всем пойдет на благо, включая детей.

Мне непонятно, зачем навязывать ребенку предметы — математика, английский, история. Мы должны перестать выжимать из детей все соки. Пусть они будут детьми, такими, как это задумала природа. Играть — естественно для детей, дурачиться — естественно для детей, проживать счастливое детство — естественно для детей. Надо не навязывать знания, а делать так, чтобы интерес к ним просыпался у детей сам.

Не приучится ребенок читать, а главное, не научится получать удовольствие от чтения, если в доме нет книг, если его родители не читают. И не надо думать, что если вы платите репетиторам, то уже выполнили свой родительский долг — нет!

— Все дети разные: некоторые непоседы, которым трудно сосредоточиться — им намного больше нравится бегать, прыгать, играть. Они не могут усидеть за книгой или за партой. Как научить таких детей учиться?

— Это отлично, что все малыши разные. Представьте себе мир, в котором дети похожи друг на друга как две капли воды — кошмар!

В вопросе также содержится допущение, что если ребенок бегает и прыгает, то он не учится. Еще как учится, хотя, может, и не в общепринятом школьном формате.

Дети любят копировать поведение взрослых — можно учить на собственном примере или в игровом формате. Необходимо создать окружение, в котором дети естественным образом взаимодействуют с книжками, мячиками, инструментами. И, пожалуйста, не мешайте им общаться друг с другом, потому что дети лучше учатся в компании друзей. И дети, и взрослые должны выполнять роль учителей — так строится позитивная среда для развития.

— Интернет в наши дни играет важную роль в жизни и развитии детей. И многие родители сталкиваются с серьезной проблемой: ребенка не оторвать от ноутбука, реальная жизнь его совсем не интересует. Что делать родителям, чтобы их дети интересовались не только тем, что происходит онлайн?

— Мне часто задают этот вопрос… Вопрос, который меня одновременно и смешит, и злит. Я бы спросил: а откуда у ребенка взялся ноутбук? Кто телевизор в его спальне поставил? Где дети достают эти мобильные телефоны? Родители! Вот кто снабжает их гаджетами, лишь бы дети их не отвлекали. А почему бы не изучать мир интернета вместе с детьми?

Технологии — это замечательно. Интернет — это бесконечный источник знаний. Здорово, что детям сейчас не надо ехать в библиотеку на велосипеде, дрожа от холода.

— KidZania предлагает детям испробовать взрослые профессии — но что это дает? Вряд ли можно говорить о какой-то профориентации в 4, 5, даже в 10 лет. Так зачем эта игра во взрослых?

— А вот это интересный вопрос. Профопределение… Нет, это не то, чем мы занимаемся в KidZania. Это дело школы. Мы приглашаем детей в пространство, где они имеют дело с моделью реальности в реальную величину, где они могут приобрести новый опыт, и сделать это по собственному желанию, без влияния родителей.

Наше недавнее исследование как раз посвящено тому, как дети знакомятся с неизвестным. Дети не могут мечтать о том, о существовании чего даже не подозревают. Вот что мы заметили: дети из проблемных семей, с не таким широким набором умений, как остальные дети, в KidZania выбирают задания, не соответствующие им по возрасту. Такие, из которых они уже должны были бы вырасти. То есть, мы наблюдаем тенденцию склоняться к тому, что знакомое. И мы в KidZania даем детям возможность познакомиться с чем-то, им пока недоступным.

Мы даем детям возможность о чем-то мечтать. А когда у тебя появляется мечта, появляется и шанс, что она сбудется.

— Чему вы посвятите ваше выступление на московской конференции EdCrunch 2018?

— Мое выступление на EdCrunch-2018, которое я очень жду, будет посвящено моему опыту разработки стратегии, о наших планах на будущее, об исследованиях, которые мы провели, и о выводах, которые мы благодаря этим исследованиям смогли сделать. Я также расскажу о том, что KidZania — это только часть сложной образовательной структуры и о том, что чтобы обучение отвечало потребностям ребенка в 2020-30 годах, мы, взрослые, должны поменять свое отношение к процессу.

Повторюсь: дети не могут мечтать о том, чего не знают. А человек — это то, о чем он мечтает. Наша роль — помочь детям мечтать больше, мечтать о лучшем. Мы должны надеяться, что наши дети будут лучше, счастливее, чем мы. Подготовленней, чем мы, чтобы мир будущего был лучше. Мое выступление не о KidZania; оно о детях и о том, как мы, как компания, меняем их социальную мобильность, направляя их в более творческое русло.

На обложке: Гер Граус. Фото предоставлено организаторами EdCrunch 2018