bts merchandisebts shopbts sweatshirtbts clothesarmy bombbts official army bombbangtan bombbts army bomb ver 4bts army bomb ver 3bts army bombbts light stickbts official light stickbts light stick ver 4bts light stick ver 3bts dollsbt21 plushiesbts hoodiebts jacketbt21 hoodiebts shirt
TechFusion.ruЛюди«Дети не могут мечтать о том, о существовании чего даже не подозревают»

«Дети не могут мечтать о том, о существовании чего даже не подозревают»

Образование

Образование не ограничивается школой и университетом — оно начинается в день нашего рождения и не заканчивается вплоть до нашей смерти

Кем захочет стать ребенок, когда вырастет? Как понять, к чему он испытывает интерес? «Дети не могут мечтать о том, о существовании чего даже не подозревают», — считает директор по международным образовательным программам KidZania в Великобритании Гер Граус. На конференции EdCrunch 2018, прошедшей в Москве, мы поговорили с ним о важности дополнительного, внешкольного образования.

Доктор Гер Граус — основатель Детского университета, директор по международным образовательным программам KidZania, рыцарь ордена Британской империи, педагог и эксперт в области образования


— Скоро будет 5 лет, как вы отвечаете за международную образовательную стратегию KidZania. Какие идеи стали основой этой стратегии?

— Наша стратегия основана на нескольких предпосылках. Первая из них: абсолютно у всех было понимание, что KidZania — это образовательная компания и по своей структуре, и по организации. Но это никак не было подтверждено исследованиями или аналитическими данными. С чего нам следовало начать: на общемировом уровне представить необходимые статистические данные, чтобы доказать, что мы — полноценный участник и серьезный игрок образовательного процесса.

Второй движущей силой нашей стратегии был позитивный настрой. Какой бы задачей мы не занимались и в какой бы стране мира мы не находились, всегда транслировалось позитивное отношение к детской уверенности в своих силах. Мы использовали позитивные методы, стараясь донести до детей, что учеба, подобно GPS-навигатору, поможет им пойти верной дорогой и занять достойное место в жизни. Но что при этом — они вольны самостоятельно написать сценарий своей судьбы.

Но наша стратегия также базируется и на понимании негативных элементов. Негативным мы считаем тот факт, что образование в школах подменяется дрессировкой. И вообще, школой и университетом образование не ограничивается, образование вообще начинается в день нашего рождения и не заканчивается вплоть до нашей смерти.

Далее, экзаменам, как инструменту оценки, уделяют больше внимания, чем тому, кто, собственно, оценивается. Конечно, необходимо двигаться именно в эту сторону.

Наконец, нам нужно уходить от системы, в которой образование обслуживает потребности промышленной революции. Мы не стоим на месте, мы развиваемся! Но наша образовательная система и наши преподавательские методы безнадежно устарели.

Если говорить о моем опыте работы, то я мне довелось работать учителем, инспектором, директором школы, руководителем частной школы. И вывод, к которому я пришел, звучит так: дети могут стремиться лишь к тому, о чем им уже известно. И KidZania как раз показывает, к чему можно и стоит стремиться. На этом и базируется наша стратегия.

— Сейчас есть две примерно равные по силе «стратегии» родителей: одни стараются с самого раннего возраста развивать ребенка — водят на всевозможные занятия, чуть ли не с пеленок обучают иностранным языкам, музыке, рисованию и т.п. Другие считают, что нельзя «красть у ребенка детство» — и все эти развивающие вещи не нужны. Какого мнения придерживаетесь вы?

— Меня смущает формулировка вопроса. Если я должен выбрать «или-или» — нет, я не выберу ни один из вариантов. Мы должны абстрагироваться и найти простое и выполнимое решение, которое всем пойдет на благо, включая детей.

Мне непонятно, зачем навязывать ребенку предметы — математика, английский, история. Мы должны перестать выжимать из детей все соки. Пусть они будут детьми, такими, как это задумала природа. Играть — естественно для детей, дурачиться — естественно для детей, проживать счастливое детство — естественно для детей. Надо не навязывать знания, а делать так, чтобы интерес к ним просыпался у детей сам.

Не приучится ребенок читать, а главное, не научится получать удовольствие от чтения, если в доме нет книг, если его родители не читают. И не надо думать, что если вы платите репетиторам, то уже выполнили свой родительский долг — нет!

— Все дети разные: некоторые непоседы, которым трудно сосредоточиться — им намного больше нравится бегать, прыгать, играть. Они не могут усидеть за книгой или за партой. Как научить таких детей учиться?

— Это отлично, что все малыши разные. Представьте себе мир, в котором дети похожи друг на друга как две капли воды — кошмар!

В вопросе также содержится допущение, что если ребенок бегает и прыгает, то он не учится. Еще как учится, хотя, может, и не в общепринятом школьном формате.

Дети любят копировать поведение взрослых — можно учить на собственном примере или в игровом формате. Необходимо создать окружение, в котором дети естественным образом взаимодействуют с книжками, мячиками, инструментами. И, пожалуйста, не мешайте им общаться друг с другом, потому что дети лучше учатся в компании друзей. И дети, и взрослые должны выполнять роль учителей — так строится позитивная среда для развития.

— Интернет в наши дни играет важную роль в жизни и развитии детей. И многие родители сталкиваются с серьезной проблемой: ребенка не оторвать от ноутбука, реальная жизнь его совсем не интересует. Что делать родителям, чтобы их дети интересовались не только тем, что происходит онлайн?

— Мне часто задают этот вопрос… Вопрос, который меня одновременно и смешит, и злит. Я бы спросил: а откуда у ребенка взялся ноутбук? Кто телевизор в его спальне поставил? Где дети достают эти мобильные телефоны? Родители! Вот кто снабжает их гаджетами, лишь бы дети их не отвлекали. А почему бы не изучать мир интернета вместе с детьми?

Технологии — это замечательно. Интернет — это бесконечный источник знаний. Здорово, что детям сейчас не надо ехать в библиотеку на велосипеде, дрожа от холода.

— KidZania предлагает детям испробовать взрослые профессии — но что это дает? Вряд ли можно говорить о какой-то профориентации в 4, 5, даже в 10 лет. Так зачем эта игра во взрослых?

— А вот это интересный вопрос. Профопределение… Нет, это не то, чем мы занимаемся в KidZania. Это дело школы. Мы приглашаем детей в пространство, где они имеют дело с моделью реальности в реальную величину, где они могут приобрести новый опыт, и сделать это по собственному желанию, без влияния родителей.

Наше недавнее исследование как раз посвящено тому, как дети знакомятся с неизвестным. Дети не могут мечтать о том, о существовании чего даже не подозревают. Вот что мы заметили: дети из проблемных семей, с не таким широким набором умений, как остальные дети, в KidZania выбирают задания, не соответствующие им по возрасту. Такие, из которых они уже должны были бы вырасти. То есть, мы наблюдаем тенденцию склоняться к тому, что знакомое. И мы в KidZania даем детям возможность познакомиться с чем-то, им пока недоступным.

Мы даем детям возможность о чем-то мечтать. А когда у тебя появляется мечта, появляется и шанс, что она сбудется.

— Чему вы посвятите ваше выступление на московской конференции EdCrunch 2018?

— Мое выступление на EdCrunch-2018, которое я очень жду, будет посвящено моему опыту разработки стратегии, о наших планах на будущее, об исследованиях, которые мы провели, и о выводах, которые мы благодаря этим исследованиям смогли сделать. Я также расскажу о том, что KidZania — это только часть сложной образовательной структуры и о том, что чтобы обучение отвечало потребностям ребенка в 2020-30 годах, мы, взрослые, должны поменять свое отношение к процессу.

Повторюсь: дети не могут мечтать о том, чего не знают. А человек — это то, о чем он мечтает. Наша роль — помочь детям мечтать больше, мечтать о лучшем. Мы должны надеяться, что наши дети будут лучше, счастливее, чем мы. Подготовленней, чем мы, чтобы мир будущего был лучше. Мое выступление не о KidZania; оно о детях и о том, как мы, как компания, меняем их социальную мобильность, направляя их в более творческое русло.

На обложке: Гер Граус. Фото предоставлено организаторами EdCrunch 2018