TechFusion.ruКарьераЭкономика несвободного заработка

Экономика несвободного заработка

экономики
Наталья Бокарева

Наталья Бокарева

Писатель-искатель первой категории techfusion.ru
Наталья Бокарева

Так ли свободна свободная занятость? После многочисленных судебных разбирательств в отношении компаний вроде Uber и Deliveroo инновационная платформенная экономика вызывает все больше правовых споров. Подрядные, агентские или трудовые отношения — вопрос действительно принципиальный, ведь это определяет перечень обязательств компании перед исполнителем

Работники так называемой экономики свободного заработка — вроде сервисов доставки или бытовых услуг — платят немалую цену за гибкость, которую предлагают бизнес-модели в их сфере занятости. Платформы обеспечивают работой, но не несут ответственности за исполнителей — те фактически выступают подрядчиками, работающими на клиентов. При таком формате занятости они лишены оплачиваемых больничных и отпусков, а также многих других привилегий. Нередко отказаться от заказа или получить необходимый выходной без негативных последствий, в том числе штрафов, невозможно.

В Великобритании пресса пишет о водителе службы доставки DPD, скончавшемся от диабета. Дон Лейн несколько раз не смог попасть на прием к врачу, под угрозой штрафов пытаясь уложиться в жесткий график рейсов. При этом Лейн не был сотрудником DPD — он работал как самозанятый, подчеркивает автор колонки в Wired.

В нескольких странах Uber привлекли к суду водители, требующие признания их статуса в компании. В Северной Каролине водители выступают против классификации их в качестве независимых подрядчиков. В Великобритании Uber проиграл аналогичный спор уже в апелляционном суде по трудовым вопросам, но представители компании сразу заявили, что будут снова оспаривать вынесенное решение.

Uber

via PixaBay.com

Во Франции в аналогичном процессе проиграл водитель. Менее чем за два года он выполнил около четырех тысяч рейсов, но требование к Uber классифицировать контракт как трудовой договор суд не поддержал. Определив, что компания выступает как посредник, что право отказаться от поездки у исполнителей есть и контроля по количеству отработанных часов не производится. Примечательно, что такая позиция парижского правосудия в принципиальном аспекте противоречит вынесенному незадолго до этого решению европейского суда, признавшего Uber не посредником и технологическим сервисом, а транспортной компанией.

По всей видимости, новые реалии цифровой экономики потребуют новых категорий в трудовом праве. Масштабы обязывают. В Европе и США, согласно данным McKinsey Global Institute за 2016, около четверти трудоспособного населения, 162 млн человек, каждый год в той или иной форме выполняют работу на условиях самостоятельной занятости.

Частные инициативы

Некоторые предприятия сдельной экономики уже задумываются о благополучии работающих.

В декабре сеть доставки еды из ресторанов Deliveroo ввела в Великобритании схему страхования дохода через страховую компанию Bikmo, пишет The Financial Times.Теперь за небольшие еженедельные отчисления 15 тысяч курьеров в случае нетрудоспособности по болезни смогут получать 75% своего среднего недельного заработка. Период выплат будет составлять до 26 недель. Доставщики на велосипедах, кроме того, могут оформить полисы страхования гражданской ответственности.

В Deliveroo для оформления подобного соцпакета прибегли к услугам сторонней платформы Perkbox. В Великобритании самозанятые составляют отдельную правовую категорию и, в отличие от наемных работников, не могут рассчитывать на соцпакет. С учетом различий в налоговой нагрузке компании стремятся найти внешние форматы социального обеспечения, не пересекая границ, за которыми они будут рассматриваться как полноценные работодатели-наниматели.

Курьер

via PixaBay.com

Управляющий директор Deliveroo в Великобритании Дэн Уорн говорит, что нормы трудового права нужно привести в соответствие требованиям 21 века. Компания должна иметь возможность предусмотреть соцпакет напрямую и без изменения правового статуса самозанятых работников.

Некоторые компании ищут другие способы вознаграждения, чтобы привлекать лучшие кадры без изменения формы занятости. Британская фриланс-платформа для специалистов в области PR и маркетинга The Work Crowd согласует для своих исполнителей скидки в спортзалах, коворкингах и магазинах, а также на покупку программных продуктов. Основатель проекта Элис Вейтман говорит, что подобные льготы помогают заполучить наиболее перспективных работников.

В Нью-Йорке еще в 1999 году была создана программа Black Car Fund для водителей такси и лимузинов. Страховка, обучение и тренинги для ее участников финансируются за счет наценки для пассажиров в 2,5% к стоимости поездки. Такие наценки можно применять и другим компаниям сектора. Во всяком случае, социальное обеспечение в сфере свободного заработка должно стать основополагающим условием, уверен представитель программы.

«Зависимые подрядчики»?

«Косметические» меры и частные инициативы вопрос не решат. Развитие сдельной экономики свободного заработка, активное использование нанимателями почасовых контрактов и массовое переключение в ряды самозанятых вызывает бурные дискуссии между сторонниками гибкого рынка труда и теми, кого беспокоит растущее число работников с минимальными правами.

Людей, работающих в условиях нестабильной занятости, иногда называют «прекариатом» (от англ. precarious, что означает «опасный, неустойчивый», и термина «пролетариат»).

Экономики

via PixaBay.com

Британское правительство уже планирует провести консультации по вопросам необходимых трудовых реформ. Обсуждаться будет, в частности, создание категории «зависимых подрядчиков» вместо существующего нечеткого понятия «работник», предусмотренного наряду с «работающими по трудовому договору» и «самозанятыми». Принадлежность к той или иной группе предполагается определять по степени контроля со стороны нанимателя-заказчика.

Планируется также обсудить, как можно устранить пробелы в трудовом праве, оставляющие возможность за одни и те же услуги выплачивать «сдельщикам» меньше, чем работающим по трудовому договору.

Как пишет The Financial Times, штрафы для работодателей за сознательные злоупотребления или серьезные упущения планируется увеличить в четыре раза — до 20 тысяч фунтов. А за повторные нарушения после вынесенных против компании решений суда возможны повышенные санкции.

«Мы признаем, что рынок труда меняется, и должны сделать все, чтобы создать необходимую базу, соответствующую этим изменениям», — заявила премьер-министр Великобритании Тереза Мэй.

На обложке: Flickr / Aqua Mechanical