TechFusion.ruКомпанииFormula Tricolore: Ф1 и российские спонсоры

Formula Tricolore: Ф1 и российские спонсоры

Формула-1

Сегодня стартовал новый, 68-й сезон «Формулы-1». И хотя долгое время наша страна толком не была представлена в чемпионате, в последнее время можно наблюдать повышенный интерес российского бизнеса к партнерству с различными командами

Мы решили вспомнить, какие компании, имеющие отношение к России, спонсировали участников Ф1 в прошлом и продолжают делать это сейчас.

«Газпром»

Начиналось все с нашего «национального достояния». В 2002 году сырьевой гигант договорился о партнерстве с командой Minardi, логотипы компании разместили на болидах машин, а за руль сел Сергей Злобин. Правда, тесты показали, что он все же слишком медленный, и на старт наш соотечественник не вышел. А партнерство «Газпрома» и Minardi свернули, не успев толком начать — но пару гонок логотипы на машинах провисели.

МТС

Первый серьезный контракт в рамках Ф1 заключил сотовый оператор МТС — в 2003 его логотипы появились на болидах Sauber. Целых три года на боковых дефлекторах автомобилей команды красовались заветные буквы — MTS. Цвета оператора защищали такие прославленные гонщики, как Ник Хайдфельд, Фелипе Масса, Джанкарло Физикелла, Хайнц-Харальд Френтцен и чемпион мира Жак Вильнев. О том, насколько сотрудничество было продуктивным, информацию уже не найти. Но то, что продлевать его не стали, дает основания полагать, что довольны стороны не были.

МТС

via sauberf1team.com

Midland Group

Инвестиционная компания, основанная канадцем российского происхождения Алексом Шнайдером и украинцем (с 2016 года — россиянином) Эдуардом Шифриным, в 2005 году выкупила команду Jordan Grand Prix. А через год переименовала её в Midland F1 и оформила для команды российскую лицензию. Таким образом появилась первая российская команда «Формулы-1», даром что российского в ней было, кажется, только место рождения владельца.

«Мегафон»

В 2009 совсем ненадолго — на год — партнером Renault F1 стал питерский сотовый оператор. Но зато какой это был год… На самом деле — никакой. Машина была неудачная, прославленный Фернандо Алонсо с трудом набирал необходимые очки, а затем посреди сезона вскрылся скандал с подтасованными результатами, и спонсоры стали сливаться из команды. «Мегафон» тоже не стал продлевать контракт.

МегаФон

via WikiMedia Commons

«АвтоВАЗ»

Зато в следующем году спонсором Renault стал «АвтоВАЗ». Во-первых, тольяттинский завод входит в альянс Renault-Nissan. Во-вторых, в тот год пилотом команды стал Виталий Петров, на сей раз действительно первый русский гонщик в Ф1. Вместе с российским автогигантом в команду пришло еще несколько спонсоров («Сибур», «Банк Москвы» и другие), потому что из Петрова сделали чуть ли не героя страны. Дебют Петрова оказался ярким, несмотря на прилепившийся к нему статус «рента-драйвера». Пусть в силу различных обстоятельств ему и не удавалось финишировать постоянно, его прорывы на старте показали, что он — гонщик высокого уровня. Правда, АвтоВАЗ перестал быть спонсором уже через год.

Путин (не компания, но бренд) 

Это сложно назвать спонсорством. В 2010 году Владимир Путин (тогда — глава правительства) провел тесты на специально подготовленном болиде Ф1 на закрытой трассе в Ленинградской области. Все это было сделано в рамках продвижения российского автоспорта. В итоге Владимир Владимирович развил максимальную скорость в 240 км/ч. Это примерно на 100 км/ч меньше, чем показатели профессиональных пилотов, но для первого раза — очень неплохой результат. Болид и инженеры были предоставлены все той же командой Renault.

«Вертолеты России»

Есть и такая компания. В 2012 она поддерживала Виталия Петрова в команде Caterham. Вполне вероятно, что они вписались в этот проект не столько для работы с Петровым, сколько для сближения с Тони Фернандесом — владельцем команды Caterham и авиакомпании Air Asia. Однако никакой информации о контрактах российской компании с Air Asia нет, поэтому оставим эти домыслы. Факт остается фактом: изумрудно-зеленые болиды команды несли на себе логотип «Вертолетов России».

Формула-1

via russianhelicopters.aero

«Маруся»

Проект Николая Фоменко и Андрея Чеглакова «Маруся» в свое время успел наделать много шума. Тут тебе и суперкары, и салон продаж в Монако, и автомобили для проекта «Кортеж». Собственная команда «Формулы-1», выкупленная у миллиардера Ричарда Бренсона в 2012 году, выглядит в этом ряду весьма логично. Особенно забавно выглядело название Marussia Virgin, что буквально переводится как «Маруся-девственница». К сожалению, уже в 2014 команда обанкротилась вместе со всей компанией, вернулась к историческому названию Manor и ушла из Ф1.

Yota Devices

Пожалуй, самое неожиданное и удивительное сотрудничество команды Ф1 с российской компанией. Наклейки с надписью YotaPhone появились в 2014 году на носовых обтекателях машин команды Lotus F1. Хотя на самом деле причины такой рекламы оказались весьма прозаичными: акционеры Yota Devices просто выкупили долю в команде. Таким образом, совладельцы гоночного коллектива просто воспользовались возможностью и разместили рекламу одного своего детища на другом.

Yota

via Flickr.com / Jake Archibald

«Лаборатория Касперского»

Самое долгосрочное сотрудничество российской компании с командой «Формулы-1». Московская компания подписала соглашение с Ferrari в далеком 2010 году, и с тех пор партнерство становилось все шире и шире. В какой-то момент разработчику антивируса так понравился мир автогонок, что была создана команда Kaspersky Motorsport, с поддержкой Ferrari выступавшая в различных гоночных сериях. А логотип компании в разное время был на комбинезонах таких легенд автоспорта, как Фернандо Алонсо, Кими Райкконен, Фелипе Масса и Себастьян Феттель.

Для чего вообще нужны спонсорские контракты с командами «Формулы-1»?

Об этом нам рассказала Наталья Дешина, менеджер проекта «Автоспорт» Kaspersky Lab.

Из всех видов деятельности наибольший показатель visibility, зрелищности — у спорта. В свою очередь, здесь есть две главные «лошадки»: чемпионаты мира по футболу и «Формула-1».

Чемпионат мира проводится только раз в четыре года. А у «Формулы-1» ежегодная отдача составляет 1,8 млрд уникальных зрителей. Конечно, в мире есть еще мероприятия с большим количеством зрителей. Например, серия NASCAR: там одна гонка собирает 300 тысяч зрителей. Но средний посетитель NASCAR готов потратить только 10 долларов на билет и еще немного — на еду. А в «Формуле-1» средний посетитель — тридцатилетний мужчина, который тратит не меньше 300 евро только на билет. Это наш потенциальный клиент. Кстати, поэтому чипсы и «Макдоналдс» не рекламируются в Ф1, а IBM мало присутствует в NASCAR. В общем, «Формула-1» — это идеальный инструмент: максимальное количество и качество контактов.

Формула-1

via eugene.kaspersky.com

Ferrari — это команда, которая всегда была в «Формуле-1», за счет нее Ф1 и существует. С точки зрения brand visibility это бесспорный вариант. Нам нравится, что Ferrari — команда с очень жесткими правилами. Мы знаем, что если где-нибудь в аэропорту Дубая будет вывешен рекламный щит с болидом, то там точно будет наш логотип. Когда другие спонсоры делают свои ивенты с командой — мы тоже автоматом получаем дополнительное visibility. В других командах это не гарантировано.

Другая важная особенность Ferrari: подписывая любого нового спонсора, они спрашивают согласия у всех уже существующих. Даже если завтра к ним придет IBM с контрактом на 100 млн, а мы упремся, контракт не будет подписан. Допустим, появился спонсор, который захочет разместиться на носу. Наш логотип не уменьшился в размерах, но его читаемость упала — в этом случае мы будем вместе с Ferrari пытаться компенсировать это другими средствами. Это уникальные условия для работы. Плюс у Ferrari колоссальный опыт, и у нас есть доступ ко всему. Если мы хотим использовать их мерчандайзинг — можем брать и использовать. Хотим делать кобрендовый мерчандайзинг — все уже готово, только пользуйся.

Фото на обложке: Kaspersky.com