TechFusion.ruЛюдиКак это устроено: красота
красота

Как формируется восприятие красоты? Как стереотипы и установки, связанные с красотой, влияют на нашу жизнь? С этими вопросами мы разобрались вместе с клиническим и аналитическим психологом, консультантом в гештальт-подходе Марией Долгополовой

Восприятие красоты: гены или среда?

Существуют базовые характеристики, связанные с красотой и вкусом. Любой художник скажет вам, что если на картине изображены желтое яблоко, коричневый стол и красные шторы, то для наибольшей сочетаемости цветов нужно добавить в желтый оттенки красного и коричневого. Некоторые люди умеют замечать тонкие сочетания оттенков, некоторые — нет. Чтобы развить такую способность, вероятно, нужно иметь к этому врожденную склонность — здесь дело обстоит примерно так же, как с музыкальным слухом.

До определенного возраста у детей нет восприятия красоты в нашем, взрослом понимании. Младенцы ассоциируют привлекательность с безопасностью и, соответственно, с образом матери. Когда человек начинает подрастать, все большую роль в формировании его вкусов начинает играть среда: родители, друзья, одноклассники — и то, что транслируют в СМИ, рекламе и кино.

красота

Если брать ближайшее окружение, то наибольшую роль здесь играют родители. Есть два противоположных варианта поведения ребенка: он либо идентифицирует свой внешний вид и предпочтения с родительскими, либо делает все наоборот. Это зависит от условий воспитания и стиля привязанности. Когда в семье безопасный стиль привязанности, теплые и близкие отношения, ребенок скорее будет копировать своих родителей («хочу быть похожей на маму»). Есть другие, менее здоровые стили: например, тревожная привязанность, или избегающая — при таком раскладе человек может делать все наперекор родителям.

Разница во вкусах между поколениями может объясняться не только отношениями в семье, но и желанием ребенка постичь границы «неизведанного», найти собственные идеалы красоты. Классический пример: ребенок из богатой семьи растет в доме, где все вылизано, все чисто и сверкает, газон подстрижен идеально ровно. Вполне возможно, что, став взрослым, такой человек полюбит хаос, заведет квартиру, где ничего не будет сочетаться друг с другом, а на его участке будет расти густой лес.

Это абсолютно нормально: люди хотят узнать, что еще есть в мире за пределами родительского дома, попробовать жить по-другому — и к эстетическим нормам это тоже относится. В итоге человек может выбрать собственные установки, а может вернуться к родительским идеалам.

Журналы, интернет, реклама и кино — все это также существенно влияет на наши представления о красоте. Причем не случайным образом.

красота

via Flickr.com

Психологи и маркетологи часто проводят исследования, чтобы понять, какие цвета, образы и фигуры ассоциируются с успехом, богатством и безопасностью. Именно их потом используют в рекламе, чтобы продвинуть определенный продукт или бренд.

Например, в 30-е годы прошлого века рекламщикам удалось сделать привлекательным образ курящей женщины. До этого женщина с сигаретой воспринималась негативно, однако благодаря рекламе такой образ стал символом независимости, сексуальности и раскрепощенности. До сих пор многие мужчины находят расслабленную, неспешно курящую женщину очень привлекательной. А ведь с точки зрения эволюции у курящей женщины точно нет никаких преимуществ. Чистая уловка маркетологов!

Конечно, в идеальном мире рекламщиков мы все одинаково реагируем на привлекательные стимулы — как собаки Павлова — и начинаем любить то, что продвигают по телевидению и в прочих медиа. К счастью, это не всегда так. Есть люди более конформные, поддающиеся трендам; а есть нонконформисты — они особенно критично оценивают то, что все вокруг считают привлекательным. В процессе воспитания очень важно развивать в ребенке критическое мышление, чтобы он мог оценивать красоту, исходя из своих внутренних оценок, а не слепо следуя трендам.

Можно ли развить у себя вкус?

Да, можно.

Тонкий вкус отличается от обычного тем, что он более требователен. Среднестатистический человек оценивает красоту как «нравится/не нравится», на основе своих ощущений. Человек с изысканным вкусом учтет много факторов: насколько интересная форма у объекта, удачное ли в нем сочетание цветов, насколько оригинальны орнаменты и так далее. А значит, вкус можно натренировать, разглядывая большое количество произведений, изучая историю искусства.

Образование тоже влияет на восприятие красоты. Если вы знаете контекст, вы можете восхищаться картиной, хотя большинство посчитает ее «нелепой мазней, которую мог бы нарисовать и школьник». Но человек с широким кругозором увидит в ней часть диалога, который вели художники того времени, или влияние целой эпохи, и это позволит увидеть ее скрытую красоту.

Красота и секс: как формируется сексуальная привлекательность

В вопросах сексуальности важное значение имеет импринтинг. Это явление ученые сперва наблюдали у уток: птенцы считают мамой того, кого увидели в первые минуты жизни — сразу после того как вылупились из яйца. Это может быть чужая утка, кошка или даже человек. Похожий принцип действует на формирование восприятия привлекательности у людей.

Во взрослой жизни мы находим привлекательными тех, кто был рядом с нами, когда мы впервые почувствовали и осознали сексуальное возбуждение. Именно так может сформироваться определенный типаж — как внешний, так и поведенческий — который будет «преследовать» нас всю жизнь.

Но есть и некие общие «законы привлекательности», причем у мужчин и женщин они разные. Ученые провели исследование, в котором людям показывали разные лица и просили оценить их привлекательность. Мужчины предпочитали лица симметричные, пропорциональные, но с какой-нибудь «изюминкой». В этом контексте становится понятно, почему женскую привлекательность в глазах мужчин повышают броские элементы: яркая помада и тому подобное.

Женщины, в свою очередь, выбирали максимально «обычные» лица. Когда им показали «усредненное» лицо, созданное компьютерной программой из множества фотографий разных людей, женщины оценили его как очень привлекательное. Так что, видимо, слишком красивые мужчины не очень-то нравятся женщинам — им достаточно обыкновенных.

красота

via PixaBay.com

И, безусловно, всем людям больше нравятся молодые лица без видимых внешних дефектов. Такие «законы привлекательности» нам продиктовала эволюция. Именно по внешности наши предки оценивали здоровье сексуального партнера, а значит, и его/ее пригодность для размножения.

В вопросах сексуальной привлекательности женщин немалую роль играют СМИ и кино (в том числе порнофильмы). Именно они сформировали образ «идеальной женщины»: худой, с большой грудью и пухлыми губами, всегда с макияжем и укладкой, без лишней растительности на теле. Постоянно соответствовать этому образу очень тяжело, для многих — практически нереально. Женщины тратят на это много времени и денег, но все никак не могут приблизиться к идеалу. И неудивительно, ведь красота из глянцевых журналов изрядно приправлена фотошопом.

Такая погоня за стереотипной красотой и сексуальной привлекательностью опасна — она может приводить к неврозам, нервной анорексии и другим психическим расстройствам. Подробнее об этом можно прочитать в книге Наоми Вульф «Миф о красоте». Но радует одно: сегодня представления о красоте расширяются. На подиумах появляются нестандартные модели, в журналах публикуют фото с растяжками и целлюлитом, женщины выходят на вручение премии «Оскар» ненакрашенными.

По следам бодипозитива: все мы красивы?

Выходит, что объективные параметры — симметрия, гладкость кожи, правильное сочетание цветов — лишь отчасти определяют красоту человека. На восприятие внешности, в том числе собственной, все же в большой степени влияют общественные установки. И здесь опять на первый план выходит воспитание.

Маленький ребенок никак не воспринимает свою привлекательность, поэтому ориентируется на оценку родителей. Если те постоянно сравнивают его с другими, критикуют, выносят оценочные суждения, то человек вырастет зависимым от оценки других. То, насколько привлекательным он себя чувствует, будет зависеть от того, нравится ли он людям. Именно из тех девочек, которых постоянно с кем-то сравнивали, вырастают девушки, которые тратят на косметику невероятные суммы.

воспитание

via Pexels.com

Своя собственная система оценки формируется у человека, если с детства родители направляли его внимание «вовнутрь», а не вовне. Ты нравишься себе сегодня? А что ты хочешь надеть — джинсы или юбку? Как тебе кажется, тебе красивее с распущенными волосами или с хвостиком?

Люди с адекватной внутренней самооценкой вырастают успешными и уверенными. Часто красавцы и красавицы бывают жутко неуверенными в себе, проводят кучу времени в спортзале и не выкладывают ни одно селфи в Instagram без обработки. В то же время люди с совершенно обычной внешностью чувствуют себя красивыми, и окружающие им верят. Все потому, что дело не в объективных внешних данных, а в восприятии и оценке себя.

Полюбить себя, свое тело и научиться чувствовать себя красивым человеком можно. И даже нужно — ведь негативное отношение к своей внешности будет вызывать постоянную фоновую неудовлетворенность.

Полностью «очиститься» от общественных установок нельзя, но стоит прислушаться к себе и попытаться узнать: а что конкретно нравится именно мне? Я делаю так, чтобы нравиться другим — или потому, что это доставляет мне радость? Только так можно создать свой собственный «миф о красоте» и достичь гармонии.

Фото на обложке: PixaBay.com