TechFusion.ruАвторские колонкиКак это устроено: многозадачность

Как это устроено: многозадачность

многозадачность
Дарья Шипачева

Дарья Шипачева

Писатель текстов. Medical geek. Тренер по йоге
Дарья Шипачева

В рубрике «Как это устроено» мы рассматриваем всем известные явления, открытия и изобретения с точки зрения науки — и рассказываем о сложных исследованиях простыми словами. На этот раз попытаемся разобраться со способностью, которую работодатели часто требуют от кандидатов на ту или иную вакансию, — многозадачностью.

Может ли человек делать несколько дел одновременно? Или многозадачность — это просто очень быстрое переключение между задачами? И как лучше делать дела: последовательно или параллельно?

Ученые из Дрезденского технического университета решили разобраться в разных аспектах многозадачности и посмотреть, возможно ли эффективно делать несколько дел одновременно. Для этого они выполнили обзор более сотни исследований на эту тему, проведенных с середины прошлого века по наши дни.

Для начала ученые выделили два подхода к многозадачности.

Первый — это последовательная (или серийная) многозадачность. Сторонники этого подхода предполагают, что вторую задачу невозможно выполнять должным образом, пока не завершена первая (или, как минимум, некая критически важная ее часть). Это значит, что в мозге есть некий процессинговый центр, ресурсы которого ограничены, и существует так называемое «бутылочное горлышко»: сколько бы задач вы ни поставили в очередь, в единицу времени пролезть сквозь «горлышко» может только одна.

Здесь также важно учитывать понятие психологического рефракторного периода: считается, что человеку нужно «отойти» от обработки прошлой задачи, прежде чем браться за новую. И чем быстрее поступила информация о том, что нужно выполнить очередное дело, тем больше вероятность ошибок при переключении между задачами.

Второй подход к многозадачности — это теория о возможности делать несколько дел параллельно. Критики этой теории, которые верят лишь в серийную многозадачность, говорят, что это нереально, поскольку ресурсы процессингового центра ограничены. А так называемая параллельная многозадачность — это просто очень быстрое переключение между задачами. На что сторонники параллельного подхода отвечают, что одновременное выполнение дел возможно, если за обработку задач отвечают разные отделы мозга.

И в том, и в другом подходе речь идет об одновременном выполнении только двух задач. Довольно трудно представить, чтобы человек мог делать три дела — или больше — без потери эффективности. Может, это и возможно, но для начала нужно понять: можно ли совмещать хотя бы две задачи без ущерба для каждой из них? Поэтому далее под словом «многозадачность» мы будет подразумевать способность делать два разных дела в ограниченный промежуток времени.

Серийная многозадачность — самый эффективный подход

Необходимость делать дела одно за другим, соблюдая отдых (рефракторный период) между ними, объясняется очень просто: как мы уже отметили, если попытаться «впихнуть» в работу второй параллельный процесс, растет вероятность ошибок.

Пример, который приводят ученые — эксперимент с вождением. Разместив его участников перед автосимулятором, им предъявляли разные визуальные и звуковые стимулы — «водители» должны были правильно ответить, сколько раз они увидели или услышали определенный стимул. Это была первая задача. Вторая — вовремя нажать на тормоз, когда они увидят стоп-сигнал едущего впереди автомобиля.

В разных испытаниях у участников были разные промежутки времени между началом каждой из задач. Как и предполагали ученые, чем меньше был этот промежуток, тем медленнее испытуемые реагировали на стоп-сигналы. Многозадачность в данном случае привела к тому, что снизилась эффективность задачи номер два — торможения, что было бы опасно в реальной дорожной ситуации.

Что интересно, в этом испытании важность задачи никак не влияла на то, какое из дел будет выполняться лучше. Все решала очередность. И если человек сначала считал стимулы, а потом должен был затормозить, он ошибался во втором действии, несмотря на то, что оно важнее. Водителям не помогли и навыки управления автомобилем — привычка тормозить машинально в данном случае не сработала.

Получается, мозг может эффективно обрабатывать лишь одну задачу в единицу времени. Если нужно сделать что-то еще, необходимо не просто делать это последовательно, но и дать себе время на переключение — иначе вы выполните второе дело хуже, чем могли бы.

Но всегда ли это так?

Параллельная многозадачность — прокачиваемый навык

Сторонники параллельной многозадачности говорят, что делать два дела одновременно — и делать их хорошо — возможно. Но для этого необходимы определенные условия — и тренировка.

Теоретически, выполнять задачи параллельно можно только тогда, когда за них отвечают разные участки мозга. То есть для эффективной параллельной многозадачности нужно делать только два дела, которые достаточно сильно отличаются друг от друга. При этом как минимум одно из двух дел должно быть отработано до автоматизма. А лучше вовсе практиковать одновременное выполнение обеих задач — и тогда эффективность будет не меньше, чем при последовательном их решении.

Вернемся к примерам из экспериментов. В одном из них опытные пианисты исполняли сложную музыку по нотам и одновременно повторяли вслух определенный текст — и справились с этим успешно. Эти действия обрабатываются в разных отделах мозга, при этом оба навыка у испытуемых отлично развиты — поэтому в данном случае параллельный подход сработал.

Другое испытание провели на группе машинисток. Причем ученые сравнили два сценария: в одном женщины печатали текст с листа и делали некое устное задание, в другом — расшифровывали аудиозапись и параллельно читали с листа. С первым заданием машинистки справились без потери в качестве обеих задач, со вторым — нет. И это тоже вполне объяснимо: во втором эксперименте оба задания заключались в работе с речью — они слишком похожи, чтобы эффективно решать их одновременно.

Последовательно или параллельно?

Multitasking

Фото: PixaBay.com

Так как же решить, какой именно подход к многозадачности вам выбрать, если нужно сделать два дела сразу?

Первый критерий — это приоритизация. Если одно из ваших дел существенно важнее второго, лучше выбрать серийный подход — и начать с приоритетной задачи. Но тогда нужно учитывать, что в нем будут задействованы почти все ваши ресурсы — если вы попытаетесь запустить вторую задачу, не закончив первую, то качество работы, скорее всего, пострадает.

Исследования показывают: когда в делах нет четкого приоритета, люди предпочитают выполнять их параллельно. С точки зрения ошибок это менее эффективно, зато и менее энергозатратно.

Что выбрать — качество или легкость — решать вам. Если хочется потратить меньше ресурсов — делайте дела параллельно. Если важно совершить меньше ошибок, расставьте приоритеты и выполняйте задачи последовательно.

Второй критерий — схожесть задач. Можно выполнять какое-то механическое действие, когда вы разговариваете по телефону. Можно одновременно есть и печатать текст. Но вот, к примеру, разговаривать и в этот же момент придумывать текст письма вряд ли получится — и там, и там нужно задействовать способность формулировать.

Наконец, третий критерий — это практика. Если вы довели первое дело до автоматизма, вы можете подключать второй процесс — но, опять же, только если задачи сильно отличаются. Тренировать навык параллельной многозадачности можно, даже если вы не являетесь профи ни в одном из двух дел. В таком случае лучше сразу учиться одновременно выполнять именно эти два действия.

Участники еще одного эксперимента в течение 17 недель, по пять раз еженедельно, учились совмещать чтение коротких текстов и запись слов под диктовку. Через некоторое время они справлялись с этим так же хорошо, как если бы делали каждое из этих заданий по отдельности.

Такая долгая практика требуется не всегда. В другом испытании участники осилили параллельную многозадачность уже после пяти учебных сессий. Вероятно, период адаптации зависит от сложности задач — и, опять же, от их схожести.

В процессе тренировок вы сами заметите, в какой момент получится делать два дела одновременно без потери качества. Если не выйдет сразу — не расстраивайтесь. Дайте себе как минимум от одной до 17 недель на то, чтобы овладеть новым навыком.

Фото на обложке: Flickr.com