TechFusion.ruЗдоровьеКак это устроено: обучение и память

Как это устроено: обучение и память

Обучение и память

Осенью миллионы детей рассаживаются за парты, чтобы учиться. За знаниями идут студенты колледжей и вузов, а также взрослые, которые по старой привычке испытывают тягу к учебе именно в это время года

А как вообще устроен процесс обучения в нашем организме? Что в нашем мозге позволяет нам постоянно приобретать новые знания?

Память — основа всего

Понятное дело, что без действующих механизмов работы памяти никакого обучения и быть не может. Взять, к примеру, людей с антероградной амнезией, при которой нарушается память о событиях после начала заболевания. Эти люди не могут выучить ничего нового — все потому, что у них «сломалась» система перемещения информации из кратковременной в долговременную память.

Память вообще устроена очень непросто — ученые до сих пор до конца не разобрались, как вся эта система работает. Известно, что есть память кратковременная и долговременная — это классификация по «сроку действия». Каждая из них содержит информацию разного формата и содержания — это уже функциональная классификация памяти.

Для успешного обучения важны все компоненты памяти — причем все они так сложно взаимодействуют, что иногда нереально отделить один механизм запоминания от другого.

Но мы все же попробуем хотя бы примерно разобраться, как это работает.

Декларативная память

Еще в 80-х годах прошлого века ученые обнаружили, что есть два вида памяти, которые задействуют разные нейрональные структуры и выполняют разные функции.

Первая — это декларативная память. Ее в дальнейшем подразделили на семантическую и эпизодическую. Именно декларативная память в первую очередь страдает у пациентов с амнезией и нейродегенеративными заболеваниями, такими как болезнь Альцгеймера.

Что же хранится в декларативной памяти? Какие процессы обучения «завязаны» на ней?

Семантическая декларативная память — это то, что мы учим. Ребенок, который учится говорить, студент на лекции, интернет-маркетолог, которая записывает новые английские слова в приложение — все они пользуются семантической памятью.

Это «подразделение» нашей памяти отвечает, скажем так, за понятийный аппарат. Слова и термины, факты, даты — вся эта база знаний укладывается в семантической памяти. Эта информация в мозге не связана с каким-либо контекстом, она пребывает там как бы сама по себе.

Проще говоря, семантическая память связана с изучением информации об окружающем мире. БОльшая часть того, чему нас учат в школе, откладывается именно там.

Эпизодическая декларативная память — это то, что мы пережили. Обучение через опыт и впечатления — это подход, который задействует эпизодическую память. Сегодня, например, появляется все больше музеев естественных наук, в которых можно взаимодействовать с объектами — так дети (и взрослые) получают информацию об окружающем мире через непосредственный контакт с ним.

Эпизодическая память не находится в вакууме — она всегда связана с определенными событиями в жизни человека, с каким-то контекстом.

И в этом есть свои плюсы: восстановив в памяти свой поход в музей, человек может вспомнить, как работает пищеварительная система. Иногда это работает лучше, чем обучение через семантическую память — когда нужно серьезно «порыться» в ворохе фактов и определений у себя в голове, прежде чем вы вытащите оттуда какую-либо информацию.

Хранится декларативная память преимущественно в коре височной доли и гиппокампе. Сначала информация, которую мы получаем — визуальная, вербальная и прочая — на несколько секунд попадает в краткосрочную память. Это некий буфер, в котором происходит сортировка данных: эти «закодировать» и отправить на хранение в долгосрочную память, а остальные выбросить и забыть.

Вот как раз та информация, которая прошла через все фильтры и обосновалась где-то в гиппокампе, становится частью декларативной памяти.

Процедурная память

Второй вид памяти — процедурная. Это менее «когнитивный» участок памяти, поэтому, даже когда нарушаются мыслительные функции — при той же болезни Альцгеймера — процедурная память может долго оставаться незатронутой. За процедурную память отвечают в основном мозжечок, полосатое тело и ассоциативные зоны коры больших полушарий.

Процедурная память — это то, что мы умеем делать. Обучение различным моторным навыкам — ходить, кататься на велосипеде, водить машину, играть на музыкальном инструменте — основано на механизмах процедурной памяти.

После того, как мы научились что-либо делать, этот навык начинает работать на уровне автоматизма. И утратить его довольно сложно. Вот почему говорят, что «нельзя разучиться кататься на велосипеде».

Обучение с помощью процедурной памяти можно подразделить на два типа. Один из них — ассоциативныйсвязан с наградами и/или наказаниями, поощряющими либо ограничивающими определенное поведение.

Ассоциативное обучение обычно происходит там, где вы специально учитесь что-то делать. Например, вы пытаетесь лучше всех сделать гимнастическую стойку или дальше всех прыгнуть в длину, чтобы получить приз — в процессе вы приобретаете новые моторные навыки посредством ассоциативного обучения.

Неассоциативное обучение происходит просто так. Малыш учится ходить не потому, что ему пообещали за это какие-то «плюшки» — просто в какой-то момент он встает и делает свои первые шаги. После еды вы встаете и моете за собой тарелку, перед выходом из дома выключаете везде свет и запираете квартиру — эти действия часто даже не замечаются, проходят мимо сознания.

Все потому, что это выученные моторные навыки, действия, которые вы осуществляете «на автомате». Они закрепились в силу привычки, после многократного повторения, и теперь вы о них даже не думаете.

Разрушить такую привычную последовательность действий довольно непросто. Именно поэтому можно особенно не волноваться, что вы забыли закрыть дверь на ключ или выключить утюг — процедурная память наверняка позаботилась о том, чтобы этого не произошло.

Как учиться более эффективно?

Память, независимо от ее вида, формируется примерно одинаково. Сначала информация кодируется и консолидируется, затем появляются способы извлечь ее из глубины воспоминаний. «Повторение — мать учения», поэтому при каждом таком цикле происходит реконсолидация, и знания и навыки закрепляются в мозге.

С семантической памятью особых лайфхаков нет — чтобы выучить, например, какое-то новое слово, нужно регулярно его вспоминать и употреблять. Все так просто и так сложно одновременно.

Вот почему вызубренная в ночь перед экзаменом информация не держится в голове долго — она, может, и сохранится где-то в глубине долговременной памяти, но вытащить ее оттуда уже через неделю будет практически невозможно. И наоборот — если вы объясните математическую теорему друзьям и коллегам пару-тройку раз, это знание останется с вами надолго.

Эпизодическая память несколько облегчает доступ к знаниям. Вы можете постараться восстановить контекст, при котором вы усвоили новую информацию — какой был день недели, где вы находились, какие люди вас окружали, о чем вы думали, какие эмоции испытывали, какие были запахи, цвета, вкусы, — и это поможет достать ее из памяти. 

Не зря многие используют мнемонические техники для запоминания сложных терминов. Такие техники позволяют создать эмоциональный контекст, который затем помогает извлечь определение из памяти — и тут для изучения новых слов используется уже не семантическая, а эпизодическая память.

Ну а для закрепления навыков в процедурной памяти нужна практика, практика и еще раз практика. Хотите научиться что-то делать, будь то слепая печать или новая полезная привычка — тренируйтесь как можно больше!

Можно использовать систему поощрений, чтобы организм скорее запомнил нужное поведение — например, сразу после подъема с утра приступать к зарядке и включать любимую музыку. Но даже если вы будете делать что-то ежедневно без «морковки», исключительно на силе воле, благодаря многократному повторению это скоро войдет в привычку и станет частью процедурной памяти.

 

Фото на обложке: pixabay.com