bts merchandisebts shopbts sweatshirtbts clothesarmy bombbts official army bombbangtan bombbts army bomb ver 4bts army bomb ver 3bts army bombbts light stickbts official light stickbts light stick ver 4bts light stick ver 3bts dollsbt21 plushiesbts hoodiebts jacketbt21 hoodiebts shirt
TechFusion.ruЗдоровьеКак это устроено: обучение и память

Как это устроено: обучение и память

Обучение и память

Осенью миллионы детей рассаживаются за парты, чтобы учиться. За знаниями идут студенты колледжей и вузов, а также взрослые, которые по старой привычке испытывают тягу к учебе именно в это время года

А как вообще устроен процесс обучения в нашем организме? Что в нашем мозге позволяет нам постоянно приобретать новые знания?

Память — основа всего

Понятное дело, что без действующих механизмов работы памяти никакого обучения и быть не может. Взять, к примеру, людей с антероградной амнезией, при которой нарушается память о событиях после начала заболевания. Эти люди не могут выучить ничего нового — все потому, что у них «сломалась» система перемещения информации из кратковременной в долговременную память.

Память вообще устроена очень непросто — ученые до сих пор до конца не разобрались, как вся эта система работает. Известно, что есть память кратковременная и долговременная — это классификация по «сроку действия». Каждая из них содержит информацию разного формата и содержания — это уже функциональная классификация памяти.

Для успешного обучения важны все компоненты памяти — причем все они так сложно взаимодействуют, что иногда нереально отделить один механизм запоминания от другого.

Но мы все же попробуем хотя бы примерно разобраться, как это работает.

Декларативная память

Еще в 80-х годах прошлого века ученые обнаружили, что есть два вида памяти, которые задействуют разные нейрональные структуры и выполняют разные функции.

Первая — это декларативная память. Ее в дальнейшем подразделили на семантическую и эпизодическую. Именно декларативная память в первую очередь страдает у пациентов с амнезией и нейродегенеративными заболеваниями, такими как болезнь Альцгеймера.

Что же хранится в декларативной памяти? Какие процессы обучения «завязаны» на ней?

Семантическая декларативная память — это то, что мы учим. Ребенок, который учится говорить, студент на лекции, интернет-маркетолог, которая записывает новые английские слова в приложение — все они пользуются семантической памятью.

Это «подразделение» нашей памяти отвечает, скажем так, за понятийный аппарат. Слова и термины, факты, даты — вся эта база знаний укладывается в семантической памяти. Эта информация в мозге не связана с каким-либо контекстом, она пребывает там как бы сама по себе.

Проще говоря, семантическая память связана с изучением информации об окружающем мире. БОльшая часть того, чему нас учат в школе, откладывается именно там.

Эпизодическая декларативная память — это то, что мы пережили. Обучение через опыт и впечатления — это подход, который задействует эпизодическую память. Сегодня, например, появляется все больше музеев естественных наук, в которых можно взаимодействовать с объектами — так дети (и взрослые) получают информацию об окружающем мире через непосредственный контакт с ним.

Эпизодическая память не находится в вакууме — она всегда связана с определенными событиями в жизни человека, с каким-то контекстом.

И в этом есть свои плюсы: восстановив в памяти свой поход в музей, человек может вспомнить, как работает пищеварительная система. Иногда это работает лучше, чем обучение через семантическую память — когда нужно серьезно «порыться» в ворохе фактов и определений у себя в голове, прежде чем вы вытащите оттуда какую-либо информацию.

Хранится декларативная память преимущественно в коре височной доли и гиппокампе. Сначала информация, которую мы получаем — визуальная, вербальная и прочая — на несколько секунд попадает в краткосрочную память. Это некий буфер, в котором происходит сортировка данных: эти «закодировать» и отправить на хранение в долгосрочную память, а остальные выбросить и забыть.

Вот как раз та информация, которая прошла через все фильтры и обосновалась где-то в гиппокампе, становится частью декларативной памяти.

Процедурная память

Второй вид памяти — процедурная. Это менее «когнитивный» участок памяти, поэтому, даже когда нарушаются мыслительные функции — при той же болезни Альцгеймера — процедурная память может долго оставаться незатронутой. За процедурную память отвечают в основном мозжечок, полосатое тело и ассоциативные зоны коры больших полушарий.

Процедурная память — это то, что мы умеем делать. Обучение различным моторным навыкам — ходить, кататься на велосипеде, водить машину, играть на музыкальном инструменте — основано на механизмах процедурной памяти.

После того, как мы научились что-либо делать, этот навык начинает работать на уровне автоматизма. И утратить его довольно сложно. Вот почему говорят, что «нельзя разучиться кататься на велосипеде».

Обучение с помощью процедурной памяти можно подразделить на два типа. Один из них — ассоциативныйсвязан с наградами и/или наказаниями, поощряющими либо ограничивающими определенное поведение.

Ассоциативное обучение обычно происходит там, где вы специально учитесь что-то делать. Например, вы пытаетесь лучше всех сделать гимнастическую стойку или дальше всех прыгнуть в длину, чтобы получить приз — в процессе вы приобретаете новые моторные навыки посредством ассоциативного обучения.

Неассоциативное обучение происходит просто так. Малыш учится ходить не потому, что ему пообещали за это какие-то «плюшки» — просто в какой-то момент он встает и делает свои первые шаги. После еды вы встаете и моете за собой тарелку, перед выходом из дома выключаете везде свет и запираете квартиру — эти действия часто даже не замечаются, проходят мимо сознания.

Все потому, что это выученные моторные навыки, действия, которые вы осуществляете «на автомате». Они закрепились в силу привычки, после многократного повторения, и теперь вы о них даже не думаете.

Разрушить такую привычную последовательность действий довольно непросто. Именно поэтому можно особенно не волноваться, что вы забыли закрыть дверь на ключ или выключить утюг — процедурная память наверняка позаботилась о том, чтобы этого не произошло.

Как учиться более эффективно?

Память, независимо от ее вида, формируется примерно одинаково. Сначала информация кодируется и консолидируется, затем появляются способы извлечь ее из глубины воспоминаний. «Повторение — мать учения», поэтому при каждом таком цикле происходит реконсолидация, и знания и навыки закрепляются в мозге.

С семантической памятью особых лайфхаков нет — чтобы выучить, например, какое-то новое слово, нужно регулярно его вспоминать и употреблять. Все так просто и так сложно одновременно.

Вот почему вызубренная в ночь перед экзаменом информация не держится в голове долго — она, может, и сохранится где-то в глубине долговременной памяти, но вытащить ее оттуда уже через неделю будет практически невозможно. И наоборот — если вы объясните математическую теорему друзьям и коллегам пару-тройку раз, это знание останется с вами надолго.

Эпизодическая память несколько облегчает доступ к знаниям. Вы можете постараться восстановить контекст, при котором вы усвоили новую информацию — какой был день недели, где вы находились, какие люди вас окружали, о чем вы думали, какие эмоции испытывали, какие были запахи, цвета, вкусы, — и это поможет достать ее из памяти. 

Не зря многие используют мнемонические техники для запоминания сложных терминов. Такие техники позволяют создать эмоциональный контекст, который затем помогает извлечь определение из памяти — и тут для изучения новых слов используется уже не семантическая, а эпизодическая память.

Ну а для закрепления навыков в процедурной памяти нужна практика, практика и еще раз практика. Хотите научиться что-то делать, будь то слепая печать или новая полезная привычка — тренируйтесь как можно больше!

Можно использовать систему поощрений, чтобы организм скорее запомнил нужное поведение — например, сразу после подъема с утра приступать к зарядке и включать любимую музыку. Но даже если вы будете делать что-то ежедневно без «морковки», исключительно на силе воле, благодаря многократному повторению это скоро войдет в привычку и станет частью процедурной памяти.

 

Фото на обложке: pixabay.com