TechFusion.ruАвторские колонкиКак вырастить маленького гения с помощью программирования

Как вырастить маленького гения с помощью программирования

КодКласс

В мире так много информации, что даже опытному взрослому сложно с ней справиться. Дети очень рано попадают в этот бурный информационный поток. Как помочь им сориентироваться?

КодКласс

Анна Алексеева. Фото: «КодКласс»

 

Ведущий методист учебных программ Анна Алексеева — преподаватель математики и информатики, педагог ТРИЗ — рассказала TechFusion.ru о том, как на общее развитие ребенка влияет изучение программирования

Сейчас самыми актуальными становятся профессии, связанные с информационными технологиями. Многие подростки мечтают стать программистами, робототехниками, разработчиками игр и мобильных приложений. В курсы школьных программ обязательно включена информатика. Однако родители до сих пор не могут понять — зачем нужен этот предмет? Как информатика вообще и программирование в частности влияют на умственные и когнитивно-эмоциональные способности детей? Могут ли помочь ребенку в развитии, или же напротив — таят в себе опасности?


Программирование — это сложная деятельность, оказывающая огромное влияние на развитие человека. Еще в 70-е годы прошлого века был поднят вопрос о его влиянии на детей — в то же время возникли первые среды для создания детьми несложных программ.

Развитие математических способностей

Первые исследования Дж. Хоу, Т. О’Ши и Ф. Плэйна были направлены на выявление связи между математическими способностями и изучением программирования. На протяжении двух лет они преподавали программирование 11-летним школьникам. По завершению исследования контрольная и экспериментальная группы выполнили ряд математических тестов — обе группы продемонстрировали высокие результаты.

Во многих исследованиях прошлого века было показано, что, обучаясь программированию, дети начинают проявлять больший интерес к математике. Дж. А. М. Лавлер в своих работах указывал, что в компьютерных классах дети спонтанно изучали и осваивали такие понятия как «переменная», «уравнение», «логарифмы» и прочие.

Много исследований посвящено взаимосвязи изучения программирования и развития пространственного мышления, геометрических представлений. Так, Д. Клементс  в своих работах пришел к выводу, что, обучаясь программированию, дети получают представления о различных геометрических формах. Они воспринимают фигуры уже не просто как «прямоугольник», «квадрат», «треугольник», а начинают описывать их при помощи терминов. Например: «Это фигура квадрат, потому что все его стороны равны, а углы прямые».

Согласно исследованиям начала 90-х годов, представления, которые формируются у детей благодаря информатике и программированию, в последствие могут стать отличной основой для серьезного увлечения алгеброй.

Абстрактное мышление

Исследование В.С. Чои и Дж. Репмана «Влияние программирования Паскаля и Фортран на возможности решения проблем студентов колледжа» выявило, что изучение программирования оказывает положительное влияние на способности к планированию, вычленению в проблеме подзадач, нахождению нестандартных путей в сложных жизненных ситуациях.

КодКласс

Фото: «КодКласс»

Алгоритмическое мышление

Отечественные исследователи также неоднократно изучали влияние программирования на развитие детей. Например, заведующий отделом учебной информатики НИИСИ РАН Анатолий Георгиевич Кушнеренко говорит о том, что занятия программированием способствуют формированию и развитию особого типа мышления, называемого алгоритмическим. Такой тип мышления способствует не только успешному обучению, но и более легкому освоению современного информационного пространства в целом.

Из чего же строится алгоритмическое мышление и как его определить? Автор этого термина Анатолий Георгиевич Кушнеренко указывает, что это понятие состоит из нескольких составляющих:

  • Планирование и структурирование действий, необходимых для достижений заданной цели с помощью определенного набора средств;
  • Выстраивание информационных структур для описания объектов и систем;
  • Быстрый поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи.

Все эти навыки и умения просто необходимы ребенку в современном активно развивающемся мире.

Развитие речи

Ряд исследований, в частности С. Гениши, Р. Макколлума «Исследовательские течения: интерактивное богатство использования детского компьютера», свидетельствуют о положительном эффекте изучения программирования в раннем возрасте. Так, у младших школьников, обучающихся программированию, увеличивается словарный запас, речь становится более богатой и эмоциональной.

Творческое мышление

В работах С. Вайды и Ж. Маккиби была рассмотрена взаимосвязь изучения программирования и раскрытия творческого потенциала. После продолжительного обучения ребятам предлагалось пройти тест креативности Торренса, в ходе которого все дети получили высокие результаты. Также в ходе длительного исследования было выявлено, что дети, изучающие программирование, создают более интересные и оригинальные работы, чем их сверстники. Они вдохновляются своим опытом создания программ и переносят его на бумагу.

Социоэмоциональное развитие

Несмотря на распространенное мнение, что представители сферы IT замкнутые и малообщительные, исследования говорят об обратном.

С.Джениши, П. МакКоллум  и И.Б. Странд  проводили длительное наблюдение, в ходе которого изучалось поведение детей, изучающих программирование, и их сверстников. Первые активно участвовали в групповых мероприятиях, требующих выработки совместного плана действий и творческого подхода. Они были более склонны сотрудничать со своими сверстниками и делиться с ними полученными знаниями. Вторые же показали себя более конфликтными и неуступчивыми.

Так что, можно говорить о том, что программирование помогает детям быть более гибкими и находить подход к разным людям.

Итак, обучение программированию может способствовать развитию математических представлений, абстрактного, творческого и алгоритмического мышления, а также умения работать в команде.

Однако эффект зависит от нескольких факторов. В первую очередь, влияние на развивающий эффект программирования оказывает преподаватель, а точнее его личностные и профессиональные качества. В работах Т. Макгилла и С. Волет показано, что эффективный преподаватель:

  1. отбирает или создает задания, направленные на достижение учебных целей; 
  2. обращает внимание учащихся на определенные аспекты их учебного опыта;
  3. стремится ввести формальный язык для описания математических концепций;
  4. подчеркивает важность планирования при создании алгоритмов;
  5. развивает метакогнитивные навыки учащихся;
  6. переносит изучаемые концепции и идеи в другие контексты;
  7. поощряет взаимодействие между учащимися и обеспечивает возможность контакта между учащимся и преподавателем.

Не менее важное влияние на развивающий эффект программирования оказывает методика обучения и среда обучения.

Опыт «КодКласс»

В настоящие время в России существует не так много школ, которые обучают детей программированию в рамках дополнительного образования. В «КодКласс» мы используем собственные методики, одобренные в Московском городском педагогическом университете. Образовательный процесс строится так, чтобы ученики могли не просто выполнять определенные упражнения, но и учились ухватывать суть, пользоваться своими знаниями в новых ситуациях. Для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста подобраны различные программные среды, которые им наиболее подходят. В ходе обучения дети учатся создавать игры, приложения, знакомятся с разными языками программирования.

КодКласс

Фото: «КодКласс»

Компания «КодКласс» основана в 2016 году. За время существования из двух классов проект разросся до тридцати школ программирования для детей от 5 до 16 лет.

В следующем году «КодКласс» планирует открыть 100 новых школ в Москве и других городах России, чтобы сделать обучение программированию доступным для многих.

Выпускники «КодКласс» поднимают свой средний бал до 4,75. Дети заводят новые знакомства, получают огромное портфолио, которым могут в дальнейшем пользоваться для своих будущих проектов.

Мы очень тщательно относимся к обучению и подбору преподавателей. У нас действует трехэтапная система отбора кадров, через которую проходят все претенденты. На заключительном этапе проводится финальное интервью, до которого доходят только сильные специалисты. Успешные кандидаты дополнительно обучаются по нашей специальной методике более 60 часов.