TechFusion.ruКейсыКейсы: товарный знак как актив компании

Кейсы: товарный знак как актив компании

Маркетплейс

Товарный знак — один из  наиболее ценных нематериальных активов компании. Некоторые глобальные бренды оцениваются в десятки миллиардов долларов. В  России судебные споры по защите товарных знаков обходятся в сотни миллионов рублей

юрист

Дмитрий Макаров

 

Юрист, основатель проекта Legal School International Дмитрий Макаров сделал для TechFusion.ru подборку интересных кейсов, когда споры вокруг товарного знака влияли на бизнес.

 

 

 


«Авто.ру» и «Яндекс»

Компании «Авто.ру» удалось зарегистрировать в Роспатенте товарный знак «auto.ru». После этого компания начала подавать иски к конкурентам о запрете использования ее товарного знака. В результате «Авто.ру» удалось выиграть споры и закрыть множество автомобильных проектов, а также получить права на их доменные имена: avto.ru, autoi.ru, auto357.ru, 33auto.ru, automobile.ru и другие. Активные действия позволили компании добиться увеличения стоимости — в том числе,  за счет устранения конкурентов, использующих ее товарный знак. В итоге проект auto.ru продан компании «Яндекс» за 175 млн долларов.

Симкомат и аппарат по выдаче sim-карт

Многим известен классический кейс компании «Ксерокс», которая добилась того, что конкуренты не имеют права называть копировальную технику «ксероксами».  Похожие истории встречаются и в настоящее время.

В начале лета сотовый оператор Tele2 объявил об установке первого в России «симкомата» – автомата по продаже SIM-карт без участия человека. Однако слово «Симкомат» является товарным знаком и принадлежит ООО «Терминальные решения». Несмотря на это, Tele2 использует термин «Симкомат» как в программном обеспечении терминала, так и в рекламе своей деятельности. Подобное использование товарного знака без разрешения правообладателя является грубым нарушением исключительных прав на товарный знак и может повлечь существенные санкции в отношении нарушителей. Как сообщали СМИ, Tele2 не ответила на претензию «Терминальных решений», и компания обратилась в суд с иском на миллион рублей. Решения по этому разбирательству пока нет, но эксперты видят шансы истца на победу.

«Яндекс», Сбербанк и «Беру!»

Примером интересного, продуктивного и взаимовыгодного урегулирования спора может послужить кейс  «Сбербанка» и «Яндекс.Маркета», которые совместно запустили интернет-магазин «Беру». Видимо, специалисты банка и интернет-компании не проверили, свободен ли этот товарный знак. Он оказался уже зарегистрированным и использовался сервисом Beru.io Александры Дорф.

В результате досудебного урегулирования, стороны пришли к соглашению о покупке «Яндексом» доли в компании Александры Дорф и приобретении исключительных прав на товарный знак «Беру!». Такое решение позволило правообладателю привлечь сильного партнера и капитализировать бренд, а корпорация смогла урегулировать спор без негативных последствий.

На обложке: снимок экрана сайта beru.ru