TechFusion.ruКомпанииКоротко и ясно: интернет-сервисам придется переписать политики

Коротко и ясно: интернет-сервисам придется переписать политики

Portal

Новые нормативы ЕС об использовании частных данных потребуют от компаний краткости и открытости. Пользовательские соглашения объемом с роман или повесть больше не норма. Facebook уже пришлось отчитываться перед законодателями, а у PayPal возникли противоречия с пользователями

Более десяти лет Элинор Марголис свободно пользовалась системой онлайн-платежей PayPal, прежде чем ее аккаунт внезапно заблокировали в январе этого года. Основание следующее: на момент регистрации ей было 16 лет, а услуга предусмотрена только для лиц не моложе 18 лет. В PayPal Holdings Inc. настаивают, что Марголис должна была знать о возрастном ограничении, ведь оно прямо сформулировано в пользовательском соглашении, и она это соглашение приняла. Bloomberg подчеркивает: «прямо сформулировано» — в документе объемом в 50 тысяч слов («Великий Гэтсби», в общем).

Вместо того чтобы как-то проверить, исполнилось ли пользователю 18 лет в момент регистрации, они решили сообщить о проблеме 12 лет спустя. «Полный бред», — возмущается 28-летняя Марголис.

На форумах финансовой тематики сотни пользователей жалуются на блокировку счетов по аналогичным причинам. В PayPal комментировать частные случаи отказались, но заявили, что считают правильным закрытие аккаунтов, созданных лицами, не достигшими на момент регистрации установленного возраста. Таким образом компания пытается добиться соблюдения условий пользователями, когда они принимают соглашение об оказании услуг.

$ 1000 самому внимательному

Для многих сайтов это многолетняя практика — требовать от пользователей при подписке на сервис ознакомиться с многостраничными нечитаемыми юридическими положениями. В 2005 году компания PC Pitstop LLC, поставщик программных продуктов в области безопасности, пообещала приз в размере 1000 долларов первому клиенту, который обнаружит и укажет компании на условие, спрятанное в тексте пользовательского соглашения. Первый «дочитавший» объявился лишь через четыре месяца.

На слушаниях в Конгрессе США после громкого скандала с утечкой данных, основателю Facebook Марку Цукербергу тоже выговаривали, что принципиальная информация «похоронена» в тексте, который никто не читает. Сенатор Линдси Грэм предъявил Цукербергу выдержку буквально с первой страницы огромного пользовательского соглашения соцсети: «Я юрист, но мне это непонятно». Цукерберг признал, что пользователи вряд ли осиливают весь документ.

Теперь с нечитабельными пользовательскими соглашениями придется что-то делать. Можно не сомневаться, что скандал вокруг Facebook и Cambridge Analytica и его последствия скажутся и на отрасли, и на деятельности регуляторов. Кроме того, в мае в ЕС вступает в силу новый Общий регламент по защите данных (GDPR). Помимо прочего, компании обяжут прописывать свои политики и условия внятными, краткими и простыми формулировками.

Конфиденциальность и новые правила

Новый европейский регламент призван защитить конфиденциальность обмена информацией, и механизмы такого обмена должны быть прозрачными для сторон. Пользователям должно быть известно, что их данные будут использоваться. Компании обяжут в предварительном порядке объявлять, каким образом это будет осуществляться, и у подписчиков будет возможность в любой момент отозвать свое разрешение. При этом согласие на использование данных (сверх объема, необходимого для оказания услуги) не должно быть обязательным условием для получения сервиса, пишет обозреватель The New York Times Шива Вайдхьянатан.

Мартин Гарнер, аналитик консалтинговой компании CCS Insight, предлагает компаниям сделать подписку пошаговой. Так будет предусмотрена возможность исключать некоторые опции, например, ограничивать право аккумулировать те или иные виды данных или передавать их третьим сторонам. «Обычно вопрос ставится так, что либо нужно принять условия предоставления услуги в полном объеме, либо не пользоваться сервисом», — отмечает Гарнер.

На соблюдение новых европейских требований, создание необходимых внутренних или внешних структур и переписывание политик, по оценке Ernst & Young, 500 крупнейших компаний могут потратить 7,8 млрд долларов. И к моменту вступления в силу регламента больше половины рынка еще не будет готово их применять. Компаниям-нарушителям требований могут грозить штрафы в размере до 4% годового оборота.

На обложке: Основателю Facebook Марку Цукербергу пришлось отчитываться перед Конгрессом. Снимок экрана YouTube.