TechFusion.ruГородаЛондон, верни Uber: как решение властей скажется на жителях британской столицы

Лондон, верни Uber: как решение властей скажется на жителях британской столицы

Лондон, Такси, Uber

Власти Лондона решили с 30 сентября не продлевать Uber лицензию частного извоза. Если компания проиграет апелляцию, то столица Великобритании лишится одного из немногих вариантов доступного транспорта. Петиция за отмену решения набрала уже более 400 тысяч подписей

Я живу в Лондоне уже несколько лет. За это время я воспользовалась услугами Uber около 50 раз, Gett — 6 раз, уличных black cabs — традиционных лондонских такси — дважды. Причина проста: цены на услуги «обычных» такси в британской столице значительно превышают тарифы Uber.

Что произошло

В пятницу компания Transport for London (TfL), которая управляет общественным транспортом в Лондоне, объявила, что не продлит Uber лицензию частного извоза (private hire licence). По мнению TfL, Uber не проявляет достаточной корпоративной ответственности за безопасность пассажиров.

Претензии властей касаются подхода Uber к:

  •  оповещениям о нарушениях закона;
  • сбору медицинских справок;
  • проверкам водителей на пригодность к перевозке пассажиров;
  • предоставлению властям доступа к приложению и так далее.

Разрешение на работу у Uber истекает 30 сентября. У компании есть 21 день, чтобы подать апелляцию — и в Uber уже заявили, что намерены оспаривать решение в суде. Главное противоречие компании с властями в том, что Uber считает себя не сервисом такси, а маркетплейсом, где пассажиры могут найти частного извозчика, и наоборот. Водители работают с Uber не как сотрудники, а как contractors — поставщики услуг по договору.

Есть ли основания

Uber, который работает в Лондоне с 2012 года, действительно попадал в центр ряда скандалов с участием водителей. Как пишет The Independent, за 2016 год водителей Uber обвинили в сексуальных домогательствах к пассажирам 32 раза. Это — пятая часть всех претензий к таксистам и шоферам, поданных в полицию Великобритании.

Кроме того, компанию обвиняли в недостаточно быстром отключении повышенных тарифов после недавних террористических атак в Лондоне.

Наконец, Uber жестко критикуется водителями лондонских кэбов. Сервис обвиняют в демпинге и несправедливой оплате труда водителей.

Какими будут последствия

В Uber говорят, что услугами компании в Лондоне пользуются более 3 миллионов пассажиров и 40 тысяч лицензированных водителей. Решение TfL, на мой взгляд, повлечет три основных негативных последствия в жизни лондонцев.

Первое и основное — цены. К примеру, поездка в пятый терминал аэропорта Хитроу из моего дома на Gett или других «черных кэбах» в пятницу вечером обойдется более чем в 60 фунтов (более 4,5 тысячи рублей). Сервис такси Addison Lee предложит тариф в 45 фунтов (около 3,5 тысячи рублей). Стоимость поездки на Uber X по тому же маршруту оценивается в сумму от 32 до 40 фунтов (2,5-3 тысячи рублей).

Второй момент, тесно связанный с первым — конкуренция. Лишение рынка крупного игрока с низкими ценами наверняка скажется и на тарифах, и на качестве услуг других перевозчиков. Один из примеров — доступность услуг извозчиков. В центре Лондона действительно сложно не найти свободный кэб. Однако за пределами второй зоны (примерный аналог Садового кольца в Москве) кэбы встречаются не так часто. Поэтому время ожидания автомобиля может вырасти до нескольких десятков минут.

Наконец, третий фактор касается самих водителей. Лондон — один из самых дорогих городов мира, и Uber предоставляет его жителям возможность дополнительного (а для некоторых и основного) заработка. Теперь им грозит безработица.

Как отреагировал Лондон

Ожидаемо, решение TfL вызвало волну возмущения среди лондонцев. В первый же час после объявления в Twitter начал распространяться хештег #SaveYourUber, который успел выйти в тренды сервиса. К критике подключились знаменитости и блогеры:

«В каком мире садиться в случайный кэб на дороге безопаснее, чем заказать услуги водителя с GPS-отслеживанием маршрута?».

«Отказ от Uber в Лондоне приемлем лишь в том случае, если цены на кэбы упадут вдвое, а метро и автобусы будут работать 24 часа 7 дней в неделю».


Однако некоторые пользователи поддержали решение властей:

На стороне TfL выступил и мэр Лондона Садик Хан. «Все частные операторы в Лондоне должны играть по правилам. Безопасность лондонцев должна быть превыше всего», — заявил он.

Лондонское представительство Uber разместило на сайте Change.org петицию к Хану с просьбой отменить постановление. Менее чем за сутки ее подписало более 400 тысяч человек.