TechFusion.ruАналитика данныхМесяц в самоизоляции: чем занимались россияне онлайн

Месяц в самоизоляции: чем занимались россияне онлайн

В первые четыре недели самоизоляции — с 30 марта по 26 апреля — россияне стали проводить много времени в онлайне. Судя по веб-трафику, люди начали больше учиться, стали смотреть сериалы днем и чаще покупать продукты онлайн. Об этом говорят данные российского провайдера облачных сервисов для обеспечения работы и безопасности веб-ресурсов NGENIX

С начала действия мер противодействия пандемии пользователи поменяли некоторые свои привычки. Компания NGENIX проанализировала изменения трафика в течение четырех недель — с 30 марта по 26 апреля. Для сравнения использован аналогичный периодом месяцем ранее — со 2 по 29 марта. Для анализа были выбраны следующие сегменты: видеосервисы, продовольственная розница, непродовольственная розница, образование, уризм и путешествия. Результаты оказались довольно предсказуемыми.

Движение трафика

По данным NGENIX, после объявления режима самоизоляции значительно выросли посещения сайтов компаний продовольственной розницы, видеосервисов и образования. На интернет-ресурсах непродовольственной розницы, а также  сегментов туризм и путешествия, зафиксировано падение объемов трафика.

Месяц в самоизоляции

Динамика количества HTTP-запросов в секунду (RPS) со 2 марта по неделям и индекс самоизоляции. Данные NGENIX.

При этом аналитики полагают, что россияне начали «оставаться дома» раньше официально объявленных мер. Так, за неделю до объявления режима самоизоляции — с 23 по 29 марта — трафик видеосервисов уже вырос на 58% в сравнении с первой неделей марта. Трафик образовательных сервисов также стал расти раньше, и за две недели стал на 78% выше, чем в начале марта. То же касается и ресурсов продовольственной розницы — здесь отмечен рост на 61% по сравнению с первой неделей марта. В то же время трафик сегмента «непродовольственная розница просел на 18%. Самый значительный спад трафика, что ожидаемо, показали ресурсы сегмента «туризм и путешествия» — на 23%.

В первую неделю «официальной» самоизоляции — с 30 марта по 6 апреля — пиковый рост (+127 п.п.) трафика показали видерсервисы. Всего рост составил 259% относительно начала марта. Как отмечают в NGENIX, во многом на такой результат роста повлияла прямая трансляция обращения президента 2 апреля.

NGENIX

Трафик видеосервисов, учитывая прямую трансляцию обращения В.В.Путина об объявлении карантина 2 апреля. Данные NGENIX

В сегменте «Образование» первая неделя социального дистанцирования также стала пиковой (+ 18 п.п.). Рост составил 78% относительно начала марта.

Также в первую неделю изоляции россияне стали активно заказывать продукты в онлайн-магазинах. Трафик вырос на 92% относительно начала марта.

«Чтобы справиться с резким ростом трафика веб-сервисов, мы увеличили емкость инфраструктуры до 2 Тбит/с. Усиление инфраструктуры понадобилось в первую очередь для того, чтобы обеспечить стабильную работу видеосервисов: среднее потребление полосы пропускания в период самоизоляции выросло на 213,5% выше в сравнении с мартом, а в моменты пиковых нагрузок — в моменты прямых трансляций или онлайн-концертов — на тысячи процентов выше»,  — отметил  генеральный директор NGENIX Константин Чумаченко.

В дальнейшем, с 7 по 26 апреля показатели показатели видерсервисов то росли, то незначительно снижались. К концу изучаемого периода трафик был на 206% выше, чем в начале марта.

Образовательные онлайн-ресурсы ко второй неделе апреля немного надоели россиянам — трафик упал на 21 п.п.. Однако в общем за два месяца рост составил 112%.

В продовольственной рознице внезапно случился обвал трафика по сравнению с первой неделей режима самоизоляции. Потеря составила 71 п.п.. Однако относительно начала марта сегмент вырос на 21%.

Трафик ресурсов непродовольственной розницы относительно начала марта упал на 19%. В сегменте туризма и путешествий трафик продолжил падение и с начала марта снизился на 47%.

Сериалы, президент и учеба вместо работы

Как отмечают аналитики, просмотр видео стал основным видом досуга для россиян на самоизоляции. При этом пользователи начали смотреть его и в рабочее время. Если в обычные рабочие дни пики трафика приходились в основном на вечер — около 21.00 — 23.00 часов, то в аналогичные дни на изоляции высокие показатели запросов наблюдались уже с 15.00 до 17.00 часов. А прямая трансляция обращения президента 2 апреля о продлении «нерабочих дней» вызвала троекратный рост трафика относительно показателей предыдущего и последующего дней.

Рост востребованности образовательных ресурсов объясняется тем, что многие россияне решили потратить время, проводимое дома, с пользой. Количество обращений к образовательным ресурсам остается стабильно высоким. В NGENIX отмечают, что на рост трафика во многом повлияли акционные предложения от онлайн-платформ. Также сыграли роль стремление пользователей повысить конкурентосопособность на рынке труда за счет новых навыков и появление свободного времени у тех, кто потерял работу или отправился в вынужденный отпуск.

Интересно, что закупка продуктов онлайн не превратилась в стабильную привычку: если в первую неделю апреля трафик достиг пика, то в течение следующих двух недель пользователи стали реже прибегать к онлайн-покупкам продуктов. Аналитики считают, что люди вернулись к покупкам в магазинах шаговой доступности. Ведь для людей, соблюдающих самоизоляцию, поход в магазин стал чуть ли не единственным поводом покинуть квартиру.

Месяц в самоизоляции

Трафик сегмента “Продовольственная розница” с 2 марта по 26 апреля. Данные NGENIX

Что до непродовольственной розницы, то количество обращений к таким ресурсам снижается уже несколько недель. Сейчас россияне предпочитают совершать покупки в выходные, хотя до изоляции этот тренд был не так заметен. Аналитики считают, что многие потребители решили экономить и отложить некоторые покупки до лучших времен.

И, конечно же, объяснимо падение трафика интернет-ресурсов сегмента путешествий. «Оживления» площадок стоит ожидать только после того, как кризис будет пройден.