TechFusion.ruКомпанииНе время для качества: почему YouTube и Netflix отключили трансляции Full HD и 4К

Не время для качества: почему YouTube и Netflix отключили трансляции Full HD и 4К

Netflix

Крупнейшие онлайн-площадки после призыва Евросоюза приняли решение снизить качество транслируемого контента, чтобы не перегружать сети. Такие меры потребовались из-за роста числа потребителей во время карантина, вызванного пандемией коронавируса. Чем обусловлено такое решение и стоит ли зрителям российских онлайн-платформ ждать того же?

Есть такое понятие — средний пользователь. В расчете на него строится практически вся инфраструктура в любой сфере. Бизнесу, да и государству, известно, что этот самый пользователь проводит определенное количество часов в дороге, ест определенное количество пищи, пьет столько-то алкоголя, говорит известное количество часов по телефону и качает некоторое количество гигабайт трафика в месяц. И сколько бы не велась речь про индивидуализацию предложений для каждого конкретного человека в эпоху диджитал, в основе будет лежать все тот же усредненный пользователь, который изучен и предсказуем.

Эпидемия коронавируса стала первым случаем, когда в силу тотального карантина и перехода огромного числа людей на работу из дома эти средние показатели сместились столь радикально, что резко вышли за пределы погрешностей. И самый заметный удар пришелся на IT-инфраструктуру. Ведь это только кажется, что мы живем в мире практически повсеместного безлимита или пакетных предложений такого объема, что их не израсходовать, как ни старайся.

В реальности в основе всех этих предложений и обеспечивающей их инфраструктуры все тот же средний пользователь и его усредненное потребление, которое балансируется в зависимости от времени суток, дней недели и мест потребления. Часть людей потребляет трафик дома, часть на работе, часть на учебе. Эти группы перемещаются практически постоянно. И даже в пиковые периоды вроде новогодних праздников не бывает такого, чтобы все пользователи собирались в каком-то одном месте. Кто-то всегда куда-то уезжает, кто-то активно ходит гулять, занимается спортом и прочее. Кто-то пьет или спит с одинаковой степенью беспробудности.

Как рассказали Financial Times представители европейских операторов связи, в период карантина ситуация изменилась. Огромное число людей оказались заперты в своих домах. Они принялось смотреть фильмы на Netflix и удаленно работать, используя видеоконференцсвязь через Zoom, Microsoft Teams, FaceTime, Skype и другие приложения. Пик нагрузок на сеть растянулся с полудня до 21 часа вечера, в то время как ранее речь шла о всего нескольких вечерних часах. Так, в Италии, которая первой в Европе ввела карантин, втрое увеличилось пользование сервисами для видеоконференций, а стриминговыми сервисами и онлайн-играми — на 75%. По словам основателя Facebook Марка Цукерберга, число посетителей соцсети сейчас превышает показатели рождественских и новогодних каникул.

В этой связи представитель Еврокомиссии Тьерри Брентон, отвечающий за внутренний рынок Евросоюза, попросил стриминговые компании снизить качество видеопотока, чтобы избежать обрушения сетей. Первыми инициативу поддержал Netflix, который отключил 4К-видео. Следом к решению отключить «тяжелое» видео присоединились  YouTube, Disney+,  Amazon,  Apple, Facebook и Instagram. Причем сервисы приняли решение отключить не только 4K, но и Full HD-видео. «Мы обязуемся временно переключить весь трафик в ЕС на стандартное разрешение по умолчанию», —  заявил, например, YouTube.

Компания Apple в рамках сервиса Apple TV+ пошла еще дальше и, как указывает издание 9to5Mac, опустила качество видео до 670 пикселей по вертикали. Для сравнения: в 4К-качестве разрешение должно составлять 3840х2160 пикселей.

Согласно оценкам экспертов Netflix, такое решение сервисов позволит снизить объем передаваемого трафика на 25%. Вместе с тем, сервисы смогут обеспечить предоставление пользователям услуг надлежащего качества. Заявлено, что пока что снижение качества потока ограничено 30 днями, но это срок может быть при необходимости увеличен.

В российском сегменте интернета ситуация пока выглядит менее драматичной, однако и российские операторы связи отмечают рост нагрузки на домашние сети. В связи с чем была проведена работа по дополнительному резервированию магистральных линий. «Мы зафиксировали всплеск подключений новых пользователей к домашнему интернету на уровне 20%. Рост интернет-трафика на уровне 20-30%, телесмотрение растет на уровне 6-10%», рассказали TechFusion.ru в пресс-службе АО «ЭР-Телеком Холдинг».

Аналогичные наблюдения сделали и в «Билайн», зафиксировав дополнительно и рост числа новых подключений к домашнему интернету и ТВ на 20-30% от прежних показателей. Это может быть вызвано необходимостью обеспечить дома стабильный доступ в Сеть, необходимый для удаленной работы или же желанием разнообразить досуг. «Клиенты стали активнее смотреть телевизионный и видео контент: потребление Билайн ТВ выросло на 15%, а онлайн-кинотеатров – на 8%»,  сообщили в пресс-службе ПАО «Вымпелком».

Как отмечает глава аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков, подобные решения платформ объяснимы для европейского рынка, но не имеют смысла в России. «В России для подобных ограничений со стороны местных сервисов предпосылок нет. Вся IT-инфраструктура у нас работает на более высоком и современном уровне, так что маловероятно, что могут возникнуть какие-либо проблемы. Проводной интернет по-прежнему наиболее оптимальный и надежный вариант для выхода в сеть. При увеличении числа пользователей и росте нагрузки на домашние сети безусловно может быть зафиксировано снижение скорости, но незначительное»,  пояснил Денис Кусков TechFusion.ru.

В этой ситуации остается открытым только вопрос оплаты услуг сервисов. У таких площадок, как Netflix, доступ к контенту в 4К-качестве тарифицировался в рамках более дорогих, премиальных пакетов. И пока что нет ответа на вопрос, будут ли компании снижать стоимость подписок, так как у абонентов больше нет возможности получать контент в заявленном ранее качестве.