TechFusion.ruКейсы«Первый голос из будущего»: неслабые амбиции самой известной виртуальной певицы

«Первый голос из будущего»: неслабые амбиции самой известной виртуальной певицы

Хацунэ Мику

На сегодня в репертуаре японки Хацунэ Мику насчитывается уже более 100 тысяч песен. Она собирает стадионы. В Facebook у нее более 2,5 миллионов подписчиков. Но на самом деле… ее не существует

Хацунэ — виртуальная певица, изначально созданная как персонификация программы — синтезатора голоса от Crypton Future Media (CFM) на базе технологии Vocaloid от Yamaha. Такой она появилась на рынке летом 2007 года. Но вскоре персонаж «ожил» и обрел самостоятельность.

В августе 2009 года Хацунэ впервые участвовала в живом концерте на фестивале Animelo Summer Live в Токио. В своем первом выступлении она предстала картинкой на экране. Но уже совсем скоро разработчики нашли способ «вывести» звезду на сцену вместе с реальными музыкантами — в виде проекции на тонком прозрачном экране.

С тех пор Хацунэ превратилась в настоящую звезду. Огромная армия поклонников пишет ей песни, лучшие из которых звучат на ее концертах, она выступала во многих азиатских странах, США и Европе. Анонсируя свой американский тур с участием Хацунэ Мику «на разогреве» в 2014 году, Леди Гага назвала японскую «коллегу» своей любимой цифровой поп-звездой.

Внешность Мику в аниме-стиле придумал токийский художник Кей Гаро. На сайте разработчиков указаны личные характеристики Мику: возраст — 16 лет, рост — 158 см, вес — 42 кг. Для имитации звука использованы образцы голоса японской актрисы озвучания Саки Фудзиты. Помимо программы-вокалоида, в подготовке выступлений Мику используется анимационная программа для имитации движений MikuMikuDance.

Компания Crypton Future Media продала уже 120 тысяч лицензий программы Vocaloid, «оживившей» Хацунэ, стоимостью 200 долларов, пишет Bloomberg. Пользователь загружает в программу музыку и текст, и любимая певица исполняет его композицию. Лучший музыкальный материал может быть отобран в репертуар — и прозвучит на многотысячных 3D-концертах. В таком случае авторам полагаются еще и отчисления.

Таланты и поклонники

CEO Crypton Future Media Хироюки Ито рассказывает, что концерты — плод совместных усилий профессионалов и любителей и в музыкальной части, и в части сценического аниме-образа. И, судя по всему, этот огромный творческий союз очень прибылен — как для Crypton, так и для некоторых любителей, написавших для Мику тексты и музыку. Самых удачливых энтузиастов замечают звукозаписывающие компании, постоянно пребывающие в поиске новых хитов.

Другие источники дохода Crypton, связанные с Хацунэ, — продажи сувениров, билетов на концерты и прав на коммерческое использование персонажа. За десять лет своего существования Мику не только сотрудничала с Фарреллом Уильямсом и Леди Гагой, но и снималась в рекламе Google, Toyota и Family Mart.

Благодаря тому, что ее программная основа представляет собой, по сути, свободно модифицируемую «оболочку», огромное количество пользователей получают возможность воссоздавать «свою» Хацунэ Мику и использовать ее образ. Если не считать заданных параметров возраста, роста и веса, образы Мику неисчерпаемы: от кавайного ребенка до исполнительницы в стиле транс.

Харунэ Мику

Фото: Flickr

Одной из центральных тем концертной программы певицы Still Be Here, представленной в 2016 году в Берлине, а через год — в Лондоне, стала некая рефлексия авторов проекта о его смысле — и «звездности» в целом, выраженная от лица Хацунэ. Это шоу скорее воспринимается как арт-проект с участием Мику. Авторы призывают зрителя задуматься о потреблении продукта индустрии развлечений и месте личности в нынешних реалиях. Тексты песен в Still Be Here составлены из строчек прежних композиций Мику, и их общая тема — ее самоощущение, чувство одиночества и изоляции. По факту Мику констатирует, что она — марионетка своей публики, лишенная какой-либо возможности повлиять на ход вещей.

Директор Crypton Хироюки Ито надеется на то, что развивающиеся технологии позволят программам типа Vocaloid выйти на новый уровень. «Мы стремимся достичь максимально близкого соответствия человеческому голосу. И настанет момент, когда мы превзойдем возможности человеческого голоса и создадим нечто принципиально новое. Я надеюсь, что новые технологии принесут нам новый вид музыки», — говорит он. «Первый голос из будущего» — так переводится имя Мику Хацунэ — ставит перед собой амбициозную цель.

Изображение на обложке: YouTube / transmediale