TechFusion.ruИнтернет вещейПодключенные авто: переход на следующий уровень

Подключенные авто: переход на следующий уровень

К 2030 году услуги мобильности и сервисы, основанные на анализе данных в автоотрасли могут сформировать рынок оборотом в 1,5 трлн долларов. Уже сегодня интеграция автостроительных и информационных технологий — одно из важнейших направлений разработок одновременно для нескольких отраслей.

Редакционный директор Oracle Роб Престон пообщался об автомобилях будущего с Джорджем Партимосом, исполнительным директором Connexion Media. Его компания базируется в Мельбурне (Австралия) и специализируется на технологических решениях IoT в автопроме. На их основе, в частности, функционирует система дистанционного управления автопарком Commercial Link General Motors.

О запуске Commercial Link было объявлено в конце марта текущего года. Система позволяет пользователям — различным службам, например, монтажным или сантехническим, в режиме реального времени отслеживать местоположение, скорость, пробег своих автомобилей, запасы топлива, уровень масла, давление в шинах и другие параметры машин GM из автопарка. Сервис базируется на программной платформе Flex Connexion в сочетании с новаторским аппаратным решением 4G LTE OnStar, которое встраивается в каждый легковой или грузовой автомобиль GM. В ближайшие планы Connexion входит сотрудничество с еще пятью автобрендами в этой области. Кроме того, компания предлагает инфотейнмент-решение miRoamer (автомобильное интернет-радио).

Автомобили становятся чем-то сродни «умным» мобильным устройствам — как ни парадоксально это звучит, спустя несколько лет они во многом будут конкурировать со смартфонами и носимыми девайсами. Заказать пиццу, забронировать с столик в ресторане, отправить сообщение коллегам и прочее будет удобнее прямо из машины. Повсеместная связь, интернет вещей, дополненная реальность и искусственный интеллект полностью изменят привычные сегодня способы взаимодействия с авто. «Если верить, что через пять-десять-двадцать лет мы придем к автономному автотранспорту, управляемому без водителя, то пассажирам в машинах будущего будет нужно чем-то заняться. Поэтому возникают мысли о новых технологиях вроде дополненной реальности»,  — поясняет Партимос.

Сам он, однако, определяет более продолжительные сроки, говоря, что очень важным ресурсом для автономного транспорта и всех доступных в этом сегменте сервисов будут возможности «подключенности». Но необходимы технологии связи нового поколения, более совершенные, чем 4G. Скорее всего, это будет 5G или какой-то следующий уровень. Речь идет о том, что 5G должна преодолеть ограничения и недостатки 4G, например, по числу одновременных подключений, расстояниям и скорости передачи данных, операционной совместимости между коммуникационной и дорожной инфраструктурой.

Автономный транспорт невозможен без развития связи, полагает Партимос. Это потребует времени и работы над инфраструктурой. Беспилотная машина не может передвигаться в изоляции. Финальная задача заключается в том, чтобы все устройства и инфраструктура были связаны и обменивались информацией друг с другом.

Когда для этого будет создана сетевая основа, а также решена задача обеспечения безопасности, тогда можно будет переходить к таким направлениям, как дополненная реальность, которая будет играть огромную роль в так называемых connected cars.

Другое направление, которому, например, в Google уделяют массу усилий и времени, связано с искусственным интеллектом и способностью автомобилей принимать решения за пассажиров.

Важно и то, что происходит с автомобилем, когда владелец не в салоне и не рядом, добавляет Партимос. С помощью искусственного интеллекта машина сможет решать многие задачи, как то: заправка, техобслуживание, совместное использование (райдшеринг).

Останавливаясь подробнее на последнем, Партимос подчеркивает, что сегодня фактическая эксплуатация составляет лишь 3% от общего времени автомобиля, а технологии искусственного интеллекта позволят увеличить полезное время до 30%, повысить загрузку — простой будет сведен к минимуму. Возможно, не будет необходимости содержать несколько машин на семью — можно будет пользоваться одной машиной по графику, «знающему» во сколько тот или иной пассажир в семье заканчивает свои дела, откуда и куда его нужно перевезти. Партимос полагает, что от такой перспективы нас отделяют 20-30 лет, а не 10-15, как иногда обещают визионеры технологических компаний.

Многие говорят, что приобретать машину в собственность вообще не будет необходимости, разве что, для любителей вождения ради вождения. Совместное использование может быть очень удобно в Нью-Йорке, полагает Партимос. В Мельбурне же, где находится офис Connexion, или менее компактных периферийных регионах, скорее всего, придется приобретать машину для себя, но однозначно не будет необходимости держать  их по три-четыре на семью.

Автомобильные данные могут быть полезны не только для отраслевых задач и решений. Понятно, что данные, собираемые с помощью инструментов Connexion по проекту GM, принадлежат GM. Но в целом, спектр применения может быть достаточно обширным. Можно вычислить, сколько раз те или иные машины заправлялись в Shell или Mobil, сколько раз они заехали в McDonald’s, а сколько раз проехали мимо. Есть возможность подобраться к самым подробным сведениям о том, что происходит с автомобилем, и такая информация — не из проекта GM, а собственная база Flex —  может быть очень ценной для маркетологов, производителей автомобилей и узлов оборудования, автовладельцев.

Определенно, клиенты, использующие продукты Connexion, должны дать согласие на участие, но существует центральная база данных, и все сервисы передают информацию туда. «Когда в машине работает miRoamer и водитель слушает музыку, мы собираем в режиме реального времени информацию об этом водителе, подъехал ли он на заправку Shell или к окошку McDonald’s,  или где он проходил техобслуживание, — говорит Партимос. — Эти сведения могут аккумулироваться анонимно».

«И здесь мы подходим к сотрудничеству с Oracle, ведь Oracle — один из лидеров в работе с данными и информацией. У них есть инструменты, с помощью которых можно извлекать пользу из аккумулируемых нами данных. И еще для нас у них есть потенциальные каналы продаж данных. Их продуктами пользуются 420 тысяч клиентов по всему миру, — объясняет Партимос. — Для нас альянс с Oracle стратегический, долгосрочный. Наша первоначальная была в том, чтобы с помощью Oracle обеспечить внутреннюю инфраструктуру для многочисленных услуг, которые мы создаем для клиентов компании в соответствии с их потребностями. Но мы смотрим дальше, и добавляются новые направления».

В конечном итоге, уверен Джордж Партимос, все устройства будут связаны между собой, а руководить их работой будет некая платформа искусственного интеллекта. Ну а «умный» автомобиль станет одной из важнейших составляющих интернета вещей.

Тэги