bts merchandisebts shopbts sweatshirtbts clothesarmy bombbts official army bombbangtan bombbts army bomb ver 4bts army bomb ver 3bts army bombbts light stickbts official light stickbts light stick ver 4bts light stick ver 3bts dollsbt21 plushiesbts hoodiebts jacketbt21 hoodiebts shirt
TechFusion.ruГородаШведский «пылесос» спасет Нью-Йорк от мусора

Шведский «пылесос» спасет Нью-Йорк от мусора

Пневматические системы мусороудаления могут появиться в новом современном парке High Line в Нью-Йорке и в прилегающем районе Hudson Yards, где осуществляется один из самых масштабных урабанистических проектов редевелопмента.

В октябре 1961 года в мире появился крупнейший шведский «пылесос» от компании Centralsug AB, сегодня известной как Envac. Первая пневматическая система автоматизированного мусороудаления, которой была оснащена построенная в 1961 году больница в Соллефтео, работает по сей день — и по сей день остается одним из знаковых достижений шведских технологий мирового уровня. Уже в шестидесятые годы прошлого века концепция стала тиражироваться и была применена в масштабах не отдельно взятого здания, а в целом жилом секторе. Дальше — новые успехи. На родине в Швеции и в Европе в целом, в отдельных районах в США пневмотрубопроводы для мусора успешно работают не одно десятилетие.

На сайте компании Envac отмечается, что к двухтысячным годам система вакуумного мусороудаления была включена в генплан развития Барселоны и Сеула. С пневматическими системами возведены в Сингапуре современные корпуса новейших больниц. Технология помогает не только уборщикам, но и кастелянам: есть бельевой контур, по которому в стирку отправляются использованные постельные комплекты. Демонстрируются фотографии стильного мусоросборочного терминала в Квебеке (Канада) и аккуратные, органично вписанные в городскую среду люки раздельного сбора мусора в стокгольмском экорайоне Хаммарбю.

Система вакуумного мусороудаления. Фото: envacgroup.com

Система вакуумного мусороудаления. Фото: envacgroup.com

Как правило, система вакуумного удаления отходов состоит из приемных постов, контура трубопроводов, воздушных турбин, системы отделения отходов и очистки воздуха, разделителя отходов и пункта управления.

Для многоэтажных зданий строится нескольких вертикальных мусоропроводов, соединенных в единую сеть трубопроводом для пневматической транспортировки отходов в центральную станцию сбора. Отходы поступают от пользователей через загрузочный люк и накапливаются в отсеке временного хранения с разгрузочным клапаном внизу. По мере заполнения система управления открывает поочередно все разгрузочные клапаны в автоматическом режиме и включает воздушные насосы. Потоком воздуха отходы доставляются на центральную станцию сбора, где попадают в накопитель и уплотняются. Накопительный контейнер вывозится на место захоронения или переработки грузовиками.

Во многих местах пневматические системы сбора мусора существуют не первое десятилетие, и практически в изначальной конфигурации с минимальной заменой изношенных узлов. К примеру, подобные решения успешно работают в США на острове Рузвельта и в парке Walt Disney World (как писали в свое время СМИ, «в волшебном королевстве даже мусор исчезает»). Но нет пока таких механизмов, которые обслуживали бы жилые массивы с численностью населения, как в Нью-Йорке.

Остров Рузвельта проектировался — со всем энтузиазмом 1970-х — как утопический рай с доступным жильем и без автомобилей, пишет The New York Times. Не все получилось именно так, но во всяком случае с мусоровозами разобрались точно — благодаря системе вакуумного мусороудаления Avacs, с помощью которой 12 тысяч местных жителей избавляются от бытовых отходов. Подземный мусорный оборот продолжает расти. Год назад открылся новый жилой комплекс Riverwalk Point, в проекте еще два.

В среднем пять раз в сутки (чуть реже летом и чаще в выходные дни) сотрудники санитарного управления щелкают переключателями, чтобы «утянуть» мусор из трубопроводов на центральный пункт переработки, где отходы прессуются. Стрелки на приборной панели начинают колебаться — мусор летит по трубам под землей в точку сбора (одна из них расположена в восточной, другая в западной части острова). Затем отходы прессуются в большие зеленые контейнеры и увозятся с острова либо на ближайшую мусороперегрузочный причал, либо в Нью-Джерси.

На центральной площадке удивительно чисто и ни малейшего мусорного амбре, неизбежного рядом с городскими контейнерами, особенно летом. Операторы в прошлом никогда не занимались сбором мусора, опыт у них исключительно технический. Устранять проблему — любой формы или размера, подброшенную в мусоровод пользователями, приходится с помощью «средневековых» приспособлений — веревок, лассо, железных крестов. Стальные корпуса очень прочны, но до определенной степени, если учесть силу воздействия на больших скоростях происходящего в системе движения. Когда случается что-то серьезное и повреждается конструкция труб, через океан на объект вызывается специалист из Швеции, страны-лидера в технологиях пневматической уборки мусора.

Несмотря на вполне футуристическую роль, на острове Рузвельта в Нью-Йорке Avacs функционирует во многом так же, как и в самом начале, в 1976 году, сообщает The New York Times. Сплошная механика, на удивление. Нет компьютерных мониторов, только шесть индикаторов для контроля давления и скорости перемещения воздушных масс.

Застройщику Related Companies, возводившему комплекс Riverwalk на острове Рузвельта, настолько близка идея Avacs, что таким же образом планируется решить вопрос мусоропровода в современном застраиваемом районе Hudson Yards на Манхэттене. Идеальным полигоном для тестирования системы может стать примыкающая к застройке высотная площадка нового популярного парка High Line, визитной карточки современной нью-йоркской архитектуры. Парк разбит на бывшей железнодорожной ветке на высоте около 10 м над землей, и это означает, что под новый Avacs не потребуется прокладывать подземные тоннели. Магистраль можно провести под эстакадой. Система будет использоваться для устранения отходов с парковой территории и из расположенных рядом зданий.

Автоматизированные контейнеры для сбора мусора. Фото: envacgroup.com

Автоматизированные контейнеры для сбора мусора. Фото: envacgroup.com

Проблема отходов, как и во многих других городах, совершенно очевидна и в приоритете у властей Нью-Йорка. В прошлом году мэр города Билл де Блазио озвучил цель — к 2030 году свести к нулю вывоз мусора на свалки. За 2015 бюджетный год удалось отправить на переработку 685 тысяч тонн отходов. Кроме того, в городе развернута и будет далее развиваться программа отдельного сбора органических и пищевых отходов в специализированные контейнеры. Главный источник неприятных запахов, эта категория отходов в значительной степени выступает «ресурсом» для разрастания свалок и усиления парникового эффекта.

Пищевые отходы из находящихся в районе ресторанов без промедления «проваливаются сквозь землю» по пневмотрубам, проложенным под полотном парка, и буквально здесь же в небольших специализированных цехах превращаются в компост. Вместо источника проблем и антисанитарии они станут ценным ресурсом для воспроизводства зеленых насаждений.

Технология пневмотрубопроводов, по мнению экспертов, помогла бы наладить эту работу наиболее рационально и значительно упростила бы задачу. Перспективу создания мусоропроводного контура в современном быстро застраиваемом районе города в течение пяти лет изучали проектировщики ClosedLoops. После технико-экономического обоснования предстоит этап подготовки площадки.

Сейчас уборка мусора из парка доставляет немало сложностей, ведь приходится почти два километра  везти его на тележках и использовать лифты в зданиях, примыкающих к парковой территории, чтобы добраться до мусоровозов.

Пневматические мусоропроводы могут решить такую локальную проблему. А если реализовать подобную схему на более масштабном уровне, можно сократить потребности в технике, уменьшить количество рейсов мусоровозов, расход топлива и объемы выхлопов — с очевидным выигрышем для экономики и экологии. При этом получается меньше затрат рабочего времени на неквалифицированную работу, меньше шума для жителей окрестных домов и пустые даже в разгар летнего сезона урны. Мало того, отмечает The New York Times, такой мусоропровод в перспективе может фиксировать, когда и кто отправляет в пункт загрузки отходы и можно автоматически выставлять счет в зависимости от объемов использования «мусорных услуг» отдельно взятым домохозяйством. Так появляется дополнительный стимул для жильцов «вырабатывать» меньше мусора.

Возможно, пройдет несколько лет, прежде чем проект мусоропровода в High Line перейдет на стадию реализации, а потом еще не один год до того, как система будет построена и заработает. Но если все получится, пусть и не в самом ближайшем будущем, Нью-Йорк может наконец избавиться от мусорных мешков вдоль тротуаров, от грузовиков и неприятных запахов. Срок окупаемости подобного проекта может составлять более 10 лет, но для высококлассной застройки и загруженных городских кварталов отсутствие мусоровозов и мешков с отходами вдоль тротуаров вполне себя оправдывает.