TechFusion.ruСтартапыВыходцев из Google обвинили в расизме за альтернативу магазинам у дома

Выходцев из Google обвинили в расизме за альтернативу магазинам у дома

bodega

Выходец из Google Пол Макдональд создал стартап Bodega, который предлагает пользователям автоматы с товарами первой необходимости в шаговой доступности. Люди его не поняли и обвинили в расизме

Американские пользователи соцсетей опасаются, что новая компания может разрушить бизнес иммигрантов — небольшие магазины, которые обслуживают кварталы в режиме 24/7.

Пол Макдональд проработал менеджером по продуктам в Google 13 лет, прежде чем придумал, как упростить людям доступ к товарам первой необходимости. Он и его напарник Ашват Раджан запустили стартап Bodega — сеть «умных» вендинговых автоматов, которые распознают в лицо покупателя и списывают деньги с его карты в специальном приложении. Сейчас около 30 автоматов работают в тестовом режиме в Сан-Франциско.

Портативный киоск представляет собой небольшой шкаф размером 2,5 квадратных метра с несколькими полками. Чтобы получить доступ к продуктам, пользователь должен скачать специальное приложение и «привязать» в нем банковскую карту. Приложение показывает ближайший автомат и выдает уникальный идентификационный номер. Используя уникальный код, американец может открыть шкаф и взять товар. Сумма за него спишется автоматически в приложении. Bodega распознает людей с помощью технологии компьютерного зрения и установленных в «шкаф» камер.

Создатели компании говорят, что могут наполнять автоматы разными продуктами и товарами в зависимости от их местоположения. В офисах это могут быть снеки для перекуса (энергетические батончики, шоколадки), в учебных заведениях — электроника (кабели для смартфонов или портативные аккумуляторы) и канцелярские принадлежности, в фитнес-центрах — спортивное питание и БАДы. В результате ассортимент автоматов, находящихся даже в одном районе, будет сильно различаться, обещает Макдональд.

Bodega планирует зарабатывать на разнице в оптовых и розничных ценах на товары. Для владельцев зданий размещение автоматов будет бесплатным. Влиять на ассортимент киосков смогут не только арендодатели, но и покупатели: в приложении можно будет оставить просьбу добавить тот или иной продукт. Кроме того, можно оставить отзыв о некорректной работе камеры. В стартап вложились венчурные фонды First Round Capital и Homebrew Ventures и несколько частных инвесторов. В общей сложности компания привлекла 2,5 млн долларов.

Логотип Bodega — это котик, отсылающий к популярному в соцсетях кошачьему мему. Хотя, если дуэт экс-гуглеров добьется успеха, настоящие котики лишатся насиженных мест в небольших магазинчиках. После того, как о концепции Bodega написало издание Fast Company, пользователи Twitter раскритиковали новую бизнес-идею. Критике подверглось и название компании — в переводе с испанского bodega означает «подвал, винный погреб, амбар». Но также bodega стали называть небольшие магазины «на углу», которые есть в Нью-Йорке и других городах США практически в каждом квартале. Как правило, их держат иммигранты, и такой бизнес передается из поколения в поколение.

Ответ выскочкам из Долины

Пользователи соцсетей выразили опасения, что новый стартап «убьет» бизнес небольших магазинов, которыми пользуются жители районов, когда крупные супермаркеты закрыты. В адрес Bodega посыпались обвинения в культурной апроприации: критики полагают, что это посягательство на образ жизни и традиции представителей национальных меньшинств. Большая часть из 13 тысяч bodega в Нью-Йорке управляются иммигрантами или американцами первого поколения — в подавляющем числе пуэрториканцами, доминиканцами или арабо-американцами.

Многие восприняли стартаперов как очередных выскочек из Кремниевой долины. Издание DailyMail сделало целую подборку критичных «твитов» по этому поводу. Среди их авторов — известные журналисты популярных американских изданий.

Не промолчал, например, замдиректора международного отдела новостей Buzzfeed Райан Бродерик (Ryan Broderick). «Миллениалы наконец нашли прикольный способ сделать вендинговые автоматы расистскими», — написал он.

Обозреватель Vanity Fair Майя Кософ (Maya Kosoff) написала, что Bodega разрушает бизнес, который традиционно держат иммигранты/национальные меньшинства, а затем добавила: «Если вы сказали бы мне, что это очередная идея для сериала «Кремниевая долина», я бы попросила вас не быть такими циничными».

Новостной редактор New York Magazine Джессика Рой (Jessica Roy) сначала просто послала основателей Bodega, а затем объяснила свою позицию: владельцы магазинчика у ее дома — йеменские иммигранты, и этот бизнес необходим им не только, чтобы жить в Нью-Йорке, но и чтобы посылать деньги на родину.

Пользователи написали много возмущенных комментариев, а тем, кто не нашел слов, пригодились картинки с недовольными котами.

Пол Макдональд не стал игнорировать поток критики и извинился перед пользователями в блоге компании. Он написал, что его стартап должен помочь тем покупателям, у которых нет возможности или времени дойти в магазин «на углу». «Несмотря на наши лучшие намерения и наше восхищение традиционными bodega, сегодня утром мы действительно расстроились и мы просим у вас прощения», — написал Макдональд. И добавил, что с этого момента компания будет реагировать на все отзывы пользователей и критику в свой адрес.

Фото на обложке: bodega.ai