Настя Беркаль
Latest posts by Настя Беркаль (see all)
- Как Instagram делает нас несчастными - 24.09.2018 08:59
- Лица в толпе: как технологии распознавания изменили жизнь обычных пользователей - 12.09.2018 13:44
- Немолодые и не дерзкие: как «взрослеют» крупнейшие IT-компании - 19.03.2018 11:45
Выходец из Google Пол Макдональд создал стартап Bodega, который предлагает пользователям автоматы с товарами первой необходимости в шаговой доступности. Люди его не поняли и обвинили в расизме
Американские пользователи соцсетей опасаются, что новая компания может разрушить бизнес иммигрантов — небольшие магазины, которые обслуживают кварталы в режиме 24/7.
Пол Макдональд проработал менеджером по продуктам в Google 13 лет, прежде чем придумал, как упростить людям доступ к товарам первой необходимости. Он и его напарник Ашват Раджан запустили стартап Bodega — сеть «умных» вендинговых автоматов, которые распознают в лицо покупателя и списывают деньги с его карты в специальном приложении. Сейчас около 30 автоматов работают в тестовом режиме в Сан-Франциско.
Портативный киоск представляет собой небольшой шкаф размером 2,5 квадратных метра с несколькими полками. Чтобы получить доступ к продуктам, пользователь должен скачать специальное приложение и «привязать» в нем банковскую карту. Приложение показывает ближайший автомат и выдает уникальный идентификационный номер. Используя уникальный код, американец может открыть шкаф и взять товар. Сумма за него спишется автоматически в приложении. Bodega распознает людей с помощью технологии компьютерного зрения и установленных в «шкаф» камер.
Создатели компании говорят, что могут наполнять автоматы разными продуктами и товарами в зависимости от их местоположения. В офисах это могут быть снеки для перекуса (энергетические батончики, шоколадки), в учебных заведениях — электроника (кабели для смартфонов или портативные аккумуляторы) и канцелярские принадлежности, в фитнес-центрах — спортивное питание и БАДы. В результате ассортимент автоматов, находящихся даже в одном районе, будет сильно различаться, обещает Макдональд.
Bodega планирует зарабатывать на разнице в оптовых и розничных ценах на товары. Для владельцев зданий размещение автоматов будет бесплатным. Влиять на ассортимент киосков смогут не только арендодатели, но и покупатели: в приложении можно будет оставить просьбу добавить тот или иной продукт. Кроме того, можно оставить отзыв о некорректной работе камеры. В стартап вложились венчурные фонды First Round Capital и Homebrew Ventures и несколько частных инвесторов. В общей сложности компания привлекла 2,5 млн долларов.
Логотип Bodega — это котик, отсылающий к популярному в соцсетях кошачьему мему. Хотя, если дуэт экс-гуглеров добьется успеха, настоящие котики лишатся насиженных мест в небольших магазинчиках. После того, как о концепции Bodega написало издание Fast Company, пользователи Twitter раскритиковали новую бизнес-идею. Критике подверглось и название компании — в переводе с испанского bodega означает «подвал, винный погреб, амбар». Но также bodega стали называть небольшие магазины «на углу», которые есть в Нью-Йорке и других городах США практически в каждом квартале. Как правило, их держат иммигранты, и такой бизнес передается из поколения в поколение.
Ответ выскочкам из Долины
Пользователи соцсетей выразили опасения, что новый стартап «убьет» бизнес небольших магазинов, которыми пользуются жители районов, когда крупные супермаркеты закрыты. В адрес Bodega посыпались обвинения в культурной апроприации: критики полагают, что это посягательство на образ жизни и традиции представителей национальных меньшинств. Большая часть из 13 тысяч bodega в Нью-Йорке управляются иммигрантами или американцами первого поколения — в подавляющем числе пуэрториканцами, доминиканцами или арабо-американцами.
Многие восприняли стартаперов как очередных выскочек из Кремниевой долины. Издание DailyMail сделало целую подборку критичных «твитов» по этому поводу. Среди их авторов — известные журналисты популярных американских изданий.
Не промолчал, например, замдиректора международного отдела новостей Buzzfeed Райан Бродерик (Ryan Broderick). «Миллениалы наконец нашли прикольный способ сделать вендинговые автоматы расистскими», — написал он.
millennials finally found a fun way to make vending machines racist https://t.co/76YAVfmzRB
— Ryan Broderick (@broderick) 13 сентября 2017 г.
Обозреватель Vanity Fair Майя Кософ (Maya Kosoff) написала, что Bodega разрушает бизнес, который традиционно держат иммигранты/национальные меньшинства, а затем добавила: «Если вы сказали бы мне, что это очередная идея для сериала «Кремниевая долина», я бы попросила вас не быть такими циничными».
literally if you had told me this was a plot line on silicon valley i would have told you to stop being so cynical
— Maya Kosoff (@mekosoff) 13 сентября 2017 г.
Новостной редактор New York Magazine Джессика Рой (Jessica Roy) сначала просто послала основателей Bodega, а затем объяснила свою позицию: владельцы магазинчика у ее дома — йеменские иммигранты, и этот бизнес необходим им не только, чтобы жить в Нью-Йорке, но и чтобы посылать деньги на родину.
my bodega owners are yemeni immigrants and the bodega not only affords them a life in new york but also allows them to send money back home
— Jessica Roy (@JessicaKRoy) 13 сентября 2017 г.
Пользователи написали много возмущенных комментариев, а тем, кто не нашел слов, пригодились картинки с недовольными котами.
tfw you just heard about Bodega pic.twitter.com/0HVVRaARq4
— Daniel Radosh (@danielradosh) 13 сентября 2017 г.
Пол Макдональд не стал игнорировать поток критики и извинился перед пользователями в блоге компании. Он написал, что его стартап должен помочь тем покупателям, у которых нет возможности или времени дойти в магазин «на углу». «Несмотря на наши лучшие намерения и наше восхищение традиционными bodega, сегодня утром мы действительно расстроились и мы просим у вас прощения», — написал Макдональд. И добавил, что с этого момента компания будет реагировать на все отзывы пользователей и критику в свой адрес.