bts merchandisebts shopbts sweatshirtbts clothesarmy bombbts official army bombbangtan bombbts army bomb ver 4bts army bomb ver 3bts army bombbts light stickbts official light stickbts light stick ver 4bts light stick ver 3bts dollsbt21 plushiesbts hoodiebts jacketbt21 hoodiebts shirt
TechFusion.ruАвторские колонкиТесно связанное будущее: на что обратить внимание стартапам в сфере интернета вещей

Тесно связанное будущее: на что обратить внимание стартапам в сфере интернета вещей

Интернет вещей

Более 80 млрд подключенных устройств в следующие десять лет создадут тесно связанный мир машин и людей, обменивающихся данными. Распространение датчиков изменит привычный уклад жизни во всех областях: от финансов и здравоохранения до транспорта и ритейла

Данил Жариков

 

Как сегодня выглядит рынок интернета вещей и за какие стартапы в этой сфере готовы платить миллионы? В специальном материале для TechFusion.ru рассказал директор инвестиционных проектов ИК «Криптонит» Данил Жариков

 


Будущее IoT

Сегодня количество подключенных к сети устройств по всему миру превысило 22 млрд. По прогнозу IHS Markit, к 2030 году их число увеличится до 125 млрд. Хотя аналитики часто используют этот показатель, куда интереснее оценить экономический эффект от внедрения технологии. Так, в ближайшие пять лет мировая экономика, внедрив IoT, сможет получить от $4 до $11 трлн.

Внедрение цифровизации дает бизнесу незамедлительный эффект, особенно это касается промышленных и производственных компаний. Например, компания GE Aviation сумела сократить расходы на обслуживание самолетов в семь раз. Установив в авиадвигателях датчики, передающие данные о состоянии комплектующих онлайн, компания нашла оптимальные алгоритмы обслуживания самолетов.

В добывающих компаниях «умные системы» способны заменить целый штат аналитиков, следящих за состоянием оборудования. Например, решение компании Petasense измеряет уровень вибрации оборудования на основе машинного обучения и предсказывает возможные отказы в работе техники. Хотя выгоды внедрения интернета вещей в промышленности очевидны, в нашей стране главный сдерживающий фактор — устаревший парк оборудования. Замена доменной печи или нефтяного бура стоит миллионы долларов, из-за чего обновление растягивается на годы. Поэтому, чтобы получить результат уже сейчас, компании часто пытаются «подружить» IoT со старой техникой, и не всегда успешно. 

Компании сферы услуг в свою очередь только начинают осваивать интернет вещей и пока не всякое «умное решение» гарантированно ведет к росту бизнес показателей. Такие компании ищут IoT-проекты, направленные на повышение уровня удовлетворенности клиентов. Например, в ритейле существующие решения, анализируя поведение покупателя, формируют персональные предложения и дают компаниям рекомендации, как сделать торговые залы комфортнее. Компания Kimetric создала систему, которая определяет пол, возраст, стиль одежды и настроение покупателя при входе в магазин и формирует для него персональное предложение. Разработкой уже пользуются такие FMCG-гиганты, как Mondelēz International, производитель продуктов питания, и пивоваренная компания Anheuser-Busch InBev.

Решение на миллион

В ближайшие три года отечественный рынок интернета вещей будет в среднем расти на 19,7% в год. Ключевым драйвером станут крупные компании — основные потребители IoT решений. В первую очередь они заинтересованы в проектах, способных создать дополнительную ценность для бизнеса. Сегодня с помощью IoT собирается огромный массив разрозненных данных, например, на нефтяных вышках используется порядка 30 тысяч датчиков, однако используется всего 1% данных с них. Оставшиеся 99% информации, на основе которой могут быть построены сложные прогнозы и найдены неочевидные решения для оптимизации работы, просто не используются. Такая ситуация характерна для всех отраслей, что дает возможность новым игрокам взять инициативу в свои руки.   

Среди наиболее перспективных ниш в ближайшие годы можно выделить две: логистику и кибербезопасность. Рынок локальных грузоперевозок последние несколько лет растет, и, скорее всего, продолжит расти в кризис за счет увеличения доли онлайн торговли. Хотя логистика зрелый и высоко конкурентный рынок, венчурные инвесторы готовы финансировать проекты в этой сфере. Внедрение IoT на транспорте может дополнительно принести отечественным компаниям более 500 млрд рублей, поэтому они заинтересованы в «умных решениях», которые помогут сделать перевозки быстрыми и прозрачными, позволят дистанционно управлять автопарком и маршрутами.

Второй сегмент — безопасность. Речь идет как о самих устройствах, так и о программном обеспечении. Так, по прогнозам Gartner, более 25% кибератак на предприятиях будут связаны с интернетом-вещей. Ущерб от кибератак ежегодно исчисляется миллиардами долларов. Чем теснее мир физический (бытовая техника, автомобили, станки, оборудование) переплетается с технологиями, тем уязвимее мы становимся. Поэтому сегодня вопросы кибербезопасности выходят на первый план, и в ближайшие два года этот  сегмент вырастет почти вдвое с $3 млрд до $7 млрд.

Спрос на IoT-решения во всем мире растет, ведь они открывают для компаний широкие возможности как для совершенствования, так и производства новых продукто в и сервисов. При этом в условиях текущего кризиса, когда закрываются границы, вводятся запреты на ввоз отдельных категорий товаров, компании будут все больше ориентироваться на локальных игроков. Для стартапов это может стать окном возможностей, чтобы выйти на рынок. А привлечь первые инвестиции можно, например, на конкурсе Криптонит Startup Challenge. Как и в других отраслях, инвесторы смотрят на зрелость продукта, наличие клиентов и рынок, на котором собирается работать команда.   

 

Иллюстрация:pixabay.com