TechFusion.ruЛюдиТревожные «лайки»: на чем построена экономика внимания

Тревожные «лайки»: на чем построена экономика внимания

Экономика внимания

Гонка за вниманием в соцсетях и продуманный дизайн приложений провоцируют новую волну зависимости от гаджетов. Кто виноват и чем это может грозить?

Светильник Socialight работает от смартфона — если тот положить на его корпус. По задумке создателя, студента дизайнерской программы нью-йоркской Школы визуальных искусств Кевина Кука, гаджет являет собой своего рода средство от фаббинга или вариацию игры «оставь в покое телефон». Правила ее, как мы помним, незамысловаты: на совместных ланчах или ужинах собравшиеся складывают смартфоны в стопку; тот, кто первым не выдержит и нарушит ее комплектность, оплачивает общий счет.

Socialight воплощает ту же идею иначе: в его корпус встроен чувствительный элемент, воспринимающий электромагнитное поле телефона. Когда аппарат убирают с поверхности светильника, свет гаснет. По мнению Кевина Кука, наступившая в результате темнота послужит красноречивым знаком того, что следует, наконец, отвлечься от гаджета и вернуться к своим собеседникам.

FastCompany Design отмечает, что чисто технически нести свет собравшимся может и один милый человек, «пожертвовавший» своим телефоном. Ни одно устройство не способно изменить человеческую натуру, если при этом не использовать весомый «пряник» или «кнут». Особенно когда нежелание поддерживать разговор — само по себе стимул уткнуться в телефон. «Обходные пути» находят даже те, кто взял за правило не хвататься за смартфон на свиданиях — они отлучаются под понятным предлогом «на пару минут» и выходят в сеть.

Несмотря на некоторые недостатки, лампа Кука может стать своеобразным символом хорошего тона, напоминанием о нормах «живого» общения. Подобный гаджет — дизайнерская находка вполне в духе времени. Он отлично попадает в новую волну неодобрения чрезмерного увлечения смартфонами, соцсетями, «лайками» и прочей «постправдой».

О зависимости от смартфонов говорят даже их создатели. Так, главный дизайнер Apple Джонатан Айв назвал постоянное использование гаджетов злоупотреблением.

Согласно отчету ComScore 2017 года, время использования смартфонов среди взрослых американцев в среднем составляет 2 часа 51 минуту в день, напоминает FastCompany. В 2016 году eMarketer опубликовал данные о том, что пользователи мобильных устройств потребляют контент 4 часа 5 минут в день (без учета параллельного использования мобильного интернета и приложений).

Яркие вспышки псевдоудовольствия

Не меньше опасений высказывается и по поводу социальных медиа — особенно показательна точка зрения разработчиков. Британская The Guardian опубликовала большой материал об «отказниках» Кремниевой долины, встревоженных гонкой за вниманием в соцсетях.

Джастин Розенштейн, некогда один из технических руководителей Facebook, занимавшийся, в частности, разработкой функции «лайк», ныне высказывает опасения по поводу негативных психологических эффектов использования «социальных» мобильных приложений. Сам он уже отказался от Reddit и Snapchat, ограничил время пребывания в Facebook и поручил своему помощнику с помощью «родительского контроля» заблокировать установку приложений на собственном iPhone.

Розенштейн остро ощущает притягательную силу «лайков» в Facebook, называя их «яркими вспышками псевдоудовольствия», столь же бессодержательными, сколь заманчивыми. Десять лет назад он сам создавал эту функцию как простой и легкий инструмент для обмена «крупицами позитива». «Лайки» оказались очень востребованными. Функция стала удобным средством мониторинга предпочтений пользователей, ценным для рекламодателей.

Теперь Розенштейн — один из «вероотступников» Кремниевой долины, выступающих против «экономики внимания». Так он и его единомышленники характеризуют современную интернет-среду, формирующуюся под влиянием новых маркетинговых стратегий.

Помимо зависимости от приложений, все больше опасений вызывает проблема рассеянности внимания и возможность негативного влияния фаббинга на уровень интеллекта.

2617 прикосновений в сутки — таков в среднем ритм общения пользователя со смартфоном, по данным исследования Dscout. В эту цифру включены: набор текста, открытие ссылок, свертывание и развертывание страниц и прочее. У самых активных пользователей показатель в два с лишним раза выше

«Я считаю особенно важным говорить об этом еще и потому, что мы можем оказаться последним поколением, которое будет помнить, как мы жили раньше», — говорит Розенштейн.

Рынок внимания

Это еще цветочки, в сравнении с сокрушительными последствиями для политической системы, на которую влияют социальные сети и «рынок внимания». Разработчики проводят прямую связь между массовым увлечением соцсетями и политическими потрясениями вроде Брекзита или победы Трампа на выборах в США. Цифровые ресурсы уже с ног на голову перевернули политику. Они же могут изменить сущность ныне устаревшей демократии, если не держать все это под контролем.

The Guardian приводит мнение еще одного бывшего сотрудника Google, Джеймса Уильямса: «Тенденции экономики внимания в основе своей препятствуют воле человека. Если политика есть проявление воли человека на индивидуальном и коллективном уровне, то экономика внимания напрямую подрывает основные демократические установки. Если Apple, Facebook, Google, Twitter, Instagram и Snapchat постепенно лишают нас способности контролировать собственное сознание, не настанет ли день, когда демократия больше не сможет функционировать? Сумеем ли мы вовремя осознать это, если такое случится? И как понять, не произошло ли это уже сейчас?».

Нир Эяль, автор книги «На крючке: Как создавать продукты, формирующие привычки», говорит, что постоянное использование мобильных технологий превращается в компульсию: пользователям все труднее побороть желание из раза в раз проверять входящие уведомления. Зато легко на минуту зайти в соцсети — и очнуться через час за чтением очередной порции комментариев. В книге Эяль разбирает тонкие психологические механизмы, способные формировать привычку. В том числе пресловутый метод «кнута и пряника» — систему эмоциональных вознаграждений и триггеров.

В 2017 году в ходе саммита по психологии привычки (Habit Summit) Эяль уделил особое внимание проблеме технологических манипуляций. Он подчеркнул, что методы воздействия на потребителя с помощью положительного эмоционального подкрепления могут противоречить принципам этики и быть попросту вредными — этим не стоит злоупотреблять. Однако он не приемлет сравнения «привычки к смартфону» с наркозависимостью и призывает не осуждать компании за создание интересного технологического продукта — с тем же успехом можно ругать кондитера за слишком вкусные сладости. У себя дома Эяль использует таймер для контроля времени, проведенного в интернете.

А есть ли выбор

Бывший сотрудник Google Тристан Харрис полагает, что о свободе выбора речи уже не идет: «Все мы втянуты в эту систему. Разум каждого из нас может быть захвачен». По мнению дизайнера, пользователи мало что решают в процессе использования «вездесущих» технологий. Большинство людей даже не осознает, как именно горстка разработчиков из Кремниевой долины формирует их повседневную жизнь.

«Это меняет сам принцип демократии, это меняет нашу способность общаться и поддерживать отношения друг с другом так, как мы хотим», — говорит Харрис.

После безуспешных попыток изменить что-то внутри отрасли он принял решение заняться публичной деятельностью: Харрис выступает с лекциями, пишет статьи, поддерживает диалог с законодателями. Бывший «дизайн-мыслитель» Google уверен, что изначально компании не рассчитывали на формирование зависимостей, а просто откликались на стимулы рекламной экономики, экспериментировали с методами привлечения внимания, а иногда и вовсе находили высокоэффективные решения случайно.

Самый привлекательный метод формирования пользовательской привычки использует принципы, сходные с принципами азартной игры — именно элементы неизвестности и возможность разочарования делают потребление таким заманчивым.

«Уже несколько месяцев я думаю о том, обернется ли то, что я сделал, благом для общества и человечества», — цитирует The Guardian Лорена Брихтера.

Брихтер — разработчик удобного шаблона Pull-to-refresh («потянуть, чтобы обновить»), перекочевавшего в ленту Twitter вместе с приобретением приложения Tweetie, в котором он был реализован. Впоследствии принцип взяли на вооружение и многие другие разработчики. Тянем-обновляем — пользователь повторяет действие снова и снова.

Брихтер удивляется долговечности его изобретения: казалось бы, теперь приложения могут обновляться автоматически. По-видимому, пользовательское участие выполняет психологическую функцию. Старые-добрые игровые автоматы тоже вызывали бы намного меньшую степень привязанности, если бы игрокам не нужно было самостоятельно нажимать на рычаг. А еще это похоже на бесполезную, но по-прежнему существующую кнопку «закрыть двери» в лифтах с автоматическим закрыванием дверей. «Людям просто нравится ее нажимать», — говорит Брихтер.

Крис Марселлино, бывший инженер Apple, который учится теперь на нейрохирурга, подтверждает: в процессе использования приложений действительно задействованы механизмы положительного подкрепления, активизирующие дофаминовые цепочки. При этом он не считает, что подобным образом привлекать аудиторию к своему продукту — это зло. «Это капитализм», — говорит он.

 

На обложке: кадр из 1 серии 3 сезона (Nosedive) сериала Black Mirror, Netflix