TechFusion.ruЛюдиЦифровой этикет: чем виртуальная вежливость отличается от обычной

Цифровой этикет: чем виртуальная вежливость отличается от обычной

цифровой этикет

Вежливость, уважительное общение, хорошие манеры. В реальной жизни правила поведения сложились давно и принимаются большинством. Их соблюдение — вопрос, конечно, добровольный, но все же регулируемый силой желания жить в социуме. В онлайн-сообществах правила более размыты и соблюдаются не так четко

Многие нормы общения перешли в интернет из оффлайна, но некоторые не прижились или видоизменились. Приемлемо ли, например, отписываться от умершего друга в социальной сети или не подтвердить запрос в друзья от начальника? Мы собрали пять ответов на вопросы о цифровом этикете.

Как начать разговор?

Несмотря на то, что слово «Привет!» считается нормой только при близком общении, в онлайне его можно смело использовать — большинство людей сочтет это допустимым. Например, в опросе «Медузы» о правилах цифрового этикета этот тезис поддержало большинство респондентов — 63%.

Правда, не стоит ограничиваться только этим словом, а надо сразу написать о цели своего сообщения. Иначе обмен пустыми словами может затянуться на годы. Немаловажно и то, кому именно вы пишите. Например, начинать свое письмо с жалобой в государственную инстанцию со слова «Привет!» будет, по меньшей мере, странно.

цифровой этикет

Кстати, важно, что в сети не стоит начинать общение с голосовых или видеозвонков и сообщений. Например, в том же опросе больше 70% пользователей высказались категорически против аудиосообщений, даже в переписке со знакомыми людьми.

И не стоит дублировать информацию. Если вы написали сообщение в мессенджере, звонить и сообщать об этом факте собеседнику точно не стоит. Исключение может быть только при достаточно долгом игнорировании вашего послания: тогда есть вероятность, что пользователь не заметил сообщения, или вы использовали «мертвый» канал связи.

Какой стиль общения выбрать?

У многих вызывает вопросы выбор стиля общения. Можно ли использовать смайлы в рабочей переписке? Как лучше обратиться к собеседнику? На «ты» или на «вы» (а может на «Вы»)? Чтобы не мучаться, в онлайне стоит использовать обычные правила вежливости из реальной жизни.

Например, вполне приемлемо начинать общение на «вы» и по полному имени. Потому что называя незнакомого пользователя с ником «Татьяна Ларина» «Танечкой», вы имеете мало шансов получить его расположение. Скорее человек сочтет вас фамильярным. Как и в жизни, в онлайне лучше сразу прямо задать вопрос о допустимости общения на «ты». И так же прямо уточнить, как лучше обращаться.

цифровой этикет

Смайлы и эмодзи не стоит не использовать в первом сообщении незнакомцу, а так же в деловой переписке. Недопустимы, по мнению большинства, и все заглавные буквы в словах — традиционно такие сообщения трактуются и воспринимаются как КРИК.

Неудивительно, что в сети, как и в реале, никто не любит хамства и оскорблений. Такие сообщения однозначно вызывают раздражение и неприятие, вне зависимости от того, личное это было сообщение или комментарий в открытом обсуждении. В категорию почти однозначно осуждаемого попадает и мат — крайне редко общение с использованием обсценной лексики находит положительный отклик.

Как разделить личное и рабочее?

Для первого делового контакта лучше выбирать электронную почту или телефон. Эти средства связи достаточно традиционны и используются всеми. Научный сотрудник лаборатории интернет-исследований НИУ ВШЭ в Петербурге Ядвига Синявская считает эти два способа связи самыми нейтральными и официальными вариантами.

цифровой этикет

Вы не обязаны принимать запросы на добавление в друзья от коллег, начальства и деловых партнеров. Исключения есть: если соцсеть рабочая, если вы используете свой аккаунт именно для деловых контактов, а также если ваши коллеги и начальник — ваши друзья и вы общаетесь с ними вне работы.

Писать рабочие письма можно в любой день и в любое время, в том числе в выходные или ночью. Но при этом не стоит ждать мгновенного ответа или реакции — для этого есть рабочее время. При этом большинство пользователей категорически против сообщений в мессенджерах и звонков от коллег и начальства в социальных сетях во внеурочное время. Особенно по ночам.

Стоит ли прятать гаджеты при личном общении?

Убирать ли смартфон во время дружеской посиделки, каждый решает для себя сам. Или об этом договариваются заранее. А вот ноутбук при рабочем общении никому не помешает. Напротив, он может послужить для демонстрации и фиксации обсуждаемых тем.

цифровой этикет

Вполне нормально иногда просмотреть уведомления в смартфоне или часах. Но частить с этим не стоит, особенно в случае деловой встречи. Собеседник может решить, что вам неинтересна тема разговора или вы куда-то опаздываете.

Как реагировать на смерть виртуальных друзей?

Отношение к смерти в онлайне мало отличается от реальной жизни: все зависит от личных эмоций. И только от желания пользователя зависит, отписываться ли от аккаунта умершего человека, удалять ли его из списка друзей или сохранить.

Все люди переживают горе по-разному, поэтому бывают случаи как тотальной «зачистки» страниц умерших, так и продолжение постинга от имени человека его родственниками. Есть страницы, на которых люди регулярно пишут ушедшему человеку, как скучают.

Все эти случаи можно назвать нормой и своеобразной психологической терапией при потере. Реакция на это может быть только индивидуальной и не поддается никаким правилам, как и сам факт смерти.

Иллюстрации: pixabay.com