TechFusion.ruКомпанииУдалить Facebook. Или нет?
Facebook
Наталья Бокарева

Наталья Бокарева

Писатель-искатель первой категории techfusion.ru
Наталья Бокарева

Движение #DeleteFacebook набирает обороты. Лицами кампании стали основатель WhatsApp Брайан Эктон и CEO Tesla и SpaceX Илон Маск. В сети появились инструкции по удалению аккаунта. СМИ пишут об обширных реестрах аккумулируемых данных вплоть до сведений о звонках и SMS с телефонов пользователей. А немного погодя появились мнения о том, почему удалять Facebook бессмысленно — и «асимметрично»

Очередная кампания против Facebook была развернута на волне скандала вокруг утечки в 2014 году пользовательских данных консалтинговой группе Cambridge Analytica (CA). По всей видимости, катализатором скандала стала выявленная политическая подоплека: по признанию одного из бывших руководителей CA Кристофера Уайли, собранные данные были использованы для предвыборной агитации в пользу Дональда Трампа.

В 2013 году в Facebook появился психологический тест, созданный доктором Александром Коганом из Кембриджского университета. 270 тысяч пользователей загрузили приложение, и оно в стандартном порядке получило доступ к их данным, а заодно — без их ведома и согласия — и к открытым данным друзей. По признаниям сообщившего о ситуации Уайли, аналитикам удалось собрать информацию более чем о 50 млн пользователей. Потом эти сведения были проданы компании Cambridge Analytica. На их основе были выстроены профили аудитории, которые использовали для адресной политической агитации.

Признания и обещания

На волне вновь разгоревшегося скандала за считанные дни Facebook потерял около 40 млрд долларов капитализации. И заработал иск от группы инвесторов с требованиями денежной компенсации. Марк Цукерберг в интервью CNN, Wired, Recode и New York Times с сожалением признал серьезное нарушение обязательств перед пользователями.

Кроме того, компания разместила полосные объявления в крупнейших газетах: Sunday Telegraph, Sunday Times, Mail on Sunday, Observer, Sunday Mirror и Sunday Express, New York Times, Washington Post и Wall Street Journal. «Мы обязаны защищать вашу информацию. Если мы не можем это сделать, мы ее не заслуживаем».

Цукерберг пообещал: «Мы проверим каждое приложение, которое получало доступ к огромным объемам данных прежде, чем мы устранили такую возможность. Наверняка есть и другие такие приложения. И когда они будут выявлены, мы заблокируем их и направим информацию всем, кого могла коснуться такая практика».

Не так просто

В сети стали появляться рекомендации по удалению аккаунта Facebook и выгрузке архивов собранной информации. Собственно, подобные указания и необходимые ссылки можно найти и в пользовательских руководствах соцсети: «Если вы хотите удалить свой аккаунт навсегда без возможности восстановления, сообщите нам об этом. Перед этим вам следует скачать копию своих данных с Facebook».

Facebook

via WikiMedia Commons

Удаление аккаунта происходит не одномоментно, а по истечении какого-то времени. И, что часто неожиданно для пользователей, профиль можно повторно активировать почти случайно при использовании сторонних сервисов, привязанных к нему.

Так, многие розничные платформы и сайты предусматривают возможность авторизации через профиль в Facebook (что для Facebook составляет удачную стратегию всестороннего вовлечения пользователей в свою экосистему). Кому-то при удалении аккаунта в соцсети придется создавать новые логины во многих любимых сервисах. И удивляться, насколько Facebook проник в самые разные сферы жизни.

Звонки и SMS

Многие из тех, кто решил откликнуться на призыв и удалить свой аккаунт, были поражены, когда в архивах обнаружились частичные реестры звонков и SMS с мобильного телефона с метаданными о продолжительности и времени вызовов. Пользователи обратили внимание, что фиксировались в основном коммуникации с ближним кругом (в отличие от единичных звонков и сообщений по работе). Кто-то обнаружил в сохраненных реестрах сведения из адресной книги, информацию из календарей и дни рождения друзей, пишет The Guardian.

В Facebook пояснили, что эту информацию использует алгоритм рекомендаций и поиска возможных друзей. При первой регистрации в мессенджере или приложении соцсети с телефона на базе Android система загружает контакты. Это распространенная практика. При этом опция — на усмотрение пользователя: ему задают прямой запрос разрешить доступ к базе. «Кроме того, загруженную информацию можно в любой момент удалить. А также ее можно просмотреть в своем аккаунте и реестре событий с помощью функции Download your information», — приводит The Guardian заявление представителя Facebook.

Не проще, чем отказаться от сладкого

Но даже если теперь (или, вернее, уже давно) все знают о многолетней практике сбора данных, достаточно ли этого, чтобы действительно начался массовый «исход» из Facebook?

Психоаналитик Аарон Балик полагает, что недостаточно: «Люди в какой-то степени знали то, о чем сейчас пишут все СМИ. И, тем не менее, до сих пор никто никуда не ушел. Я не думаю, что происходящее теперь может их как-то подтолкнуть к решительным действиям. Потому что, на мой взгляд, удобство выстраивания связей оказывается для них важнее, чем конфиденциальность».

Facebook

via MaxPixel.com

Иными словами, соцсетью Facebook уже слишком активно пользуются слишком многие. «Сейчас Facebook уже неотъемлемое звено в общении и поддержании контактов», — говорит Балик. — «Социальные сети лишь обращаются к базовым психологическим побуждениям — стремлению к самовыражению и отношениям с другими людьми».

Личное vs. общезначимое

«Я часто деактивирую аккаунт Facebook», — пишет обозреватель The New York Times Шива Вайдхьянатан. — «Когда нужно сосредоточиться на проекте или немного отдохнуть, я закрываюсь от мелькания раздражающих лиц, злобных комментариев и публикаций ни о чем, претендующих на мое драгоценное внимание. Если в вашей повседневной жизни Facebook воспринимается так же, непременно удаляйте аккаунт (даже если так просто от него не избавиться). Но не делайте вид, что это как-то повлияет на Facebook или ситуацию в мире».

Даже если десятки тысяч американцев завтра уйдут из соцсети, компания Facebook этого почти не почувствует. В мире у Facebook насчитывается более 2,1 млрд пользователей. В США рост прекратился, но за пределами Северной Америки каждую неделю создаются миллионы новых аккаунтов. Как и у многих других глобальных компаний, основные рынки для Facebook — Индия, Египет, Филиппины, Бразилия и Мексика. При нынешнем темпе роста к 2020 году в соцсети будет 3 млрд пользователей.

В других странах Facebook очень полезен. Где-то это один из немногих надежных каналов связи или даже единственный значимый источник информации. Страшно представить. Но проблему не решить массовым отказом возмущенных американцев от сервиса.

«Коллеги» не без подвоха

Мало того, удаляя Facebook, мы никоим образом не влияем на Google и Twitter, AT&T, Comcast и прочих. При этом очевидно, что YouTube, принадлежащий Google, не меньше страдает от проблем экстремистской пропаганды, а Twitter — от деятельности агентов, подрывающих основы демократии. И любая крупная телекоммуникационная компания, равно как и Google с Twitter, применяет механизмы отслеживания информации, сходные с используемыми в Facebook для таргетирования рекламы. Может, Facebook во всем этом успешней прочих, но принцип точно не уникален.

Facebook

via MaxPixel.com

Проблемы Facebook нельзя назвать побочными. В этом основная функция — применение алгоритмов для генерирования контента, вызывающего сильный эмоциональный отклик у пользователей. И последующая конвертация полученной информации об интересах и чаяниях аудитории в таргетированную рекламу. В этом суть Facebook. И именно за счет подобного механизма соцсеть становится столь действенным средством продвижения такого количества «мусора». И вездесущей системой слежения. И пока дело обстоит так, не рассчитывайте, что Facebook исправится.

«Надежду нужно возлагать на нас как на граждан», — пишет Вайдхьянатан. — «Мы должны потребовать от законодателей и регуляторов ужесточения норм и правил обращения с данными». В ЕС уже активизировали работу в этом направлении. В мае вступает в силу европейский Общий регламент по защите данных. В соответствии с ним, пользователям должно быть известно, что их данные будут использоваться — и каким именно образом. При этом у пользователей должна быть возможность в любой момент отозвать согласие на использование персональных данных. Это должно существенно ограничить многие злоупотребления.

Деактивация обратна активизму

Как бы то ни было, регулирующие вмешательства не решат всех проблем. С учетом масштабов и охвата Facebook, его алгоритмы в значительной степени будут формировать и деформировать информационную основу — все, что мы читаем и смотрим. По мнению Вайдхьянатана, долгосрочная цель общества должна состоять в том, чтобы укреплять институты, поддерживающие демократическое принятие решений и рациональное освоение информации.

К таковым относятся научные организации, университеты, библиотеки, музеи, газеты и гражданские структуры. Все они в последние годы теряют позиции, в то время как мы переключаем ресурсы и внимание на маленькие устройства, которые держим в руках. Если будут осуществлены эти изменения, есть шанс свести к минимуму проблемы, усугубляемые соцсетью.

«Может быть, удаляясь из Facebook, мы тем самым перекладываем проблемы на тех, у кого меньше возможностей защитить конфиденциальность и достоинство. И на тех, кто гораздо больше подвержен подобным угрозам. Деактивация обратна активизму», — подытоживает Вайдхьянатан.

«Вероятно, вместо стремления удалить Facebook пора разобраться во всем хорошем и плохом, что в нем есть, и добиться раз и навсегда изменений в работе платформы», — вторит ему обозреватель Wired.

Фото на обложке: MaxPixel.com